Для чего самолету «гриб»?

Сегодня мы посмотрим на «летающие грибы», узнаем как они работают и заглянем внутрь такой машины.

Для начала стоит сказать, зачем вообще создали подобные самолеты. С появлением радиолокаторов встал вопрос установки такого оборудования на самолеты. Сделали это британцы в 1941 году для обнаружения ночных немецких бомбардировщиков.


Британский Веллингтон. Еще не гриб, но уже антенна

Такие самолеты служат для дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), иногда добавляют «и управления».
Касательно Веллингтона. Самолет с вращающейся антенной остался в стадии прототипа, но самое важное — радиолокатор вынесен над фюзеляжем, а всё рабочее оборудование размещено в грузовом отсеке. Такая компоновка сохранилась и по сей день.

В последующем развитии форма обтекателя антенны менялась: то «подбородок», то башенка как у подводной лодки, то боковые огромные выпуклости. Облик современных самолетов ДРЛО выглядит унифицированным (прямо как автомобили).

Посмотрим на нынешние российские и американские образцы.
На вооружении РФ стоят модификации советского А-50, самая современная их которых — А-50У. Внешне они ничем не отличаются, разница только в электронике. Причем весьма серьезная, соответствующая вызовам 21 века.

А-50.

А-50 был принят на вооружение в 1985 году. Кстати говоря, цифра 50 в названии не случайна. Именно столько целей мог сопровождать первый серийный образец. Локатор обнаруживает воздушные, наземные и надводные цели, а также наводит на них истребители и штурмовики. Основные возможности версии «У» держатся в секрете, она начала поступать в ВКС лишь в 2011 году. Члены экипажей говорят, что возможности выросли в разы. Предыдущая версия А-50М могла сопровождать 150 целей, ходят разговоры, что нынешняя — от 200 до 300. «Видит» А-50У воздушные цели на расстоянии до 650 км, наземные — до 300 км. Водные же цели видно до радиогоризонта. Кому-то покажутся данные цифры фантастическими, но вы видели размеры тарелки? Ее диаметр в зависимости от модификации колеблется в пределах 10-11 метров.

Вращение антенны дает круговой обзор, средняя скорость вращения 4-6 оборотов в минуту

В целом, экипажи остались довольны. Новое оборудование легче и компактнее, что позволяет брать больше топлива. Сравните хотя бы рабочие места:

Слева — А-50, справа — А-50У

На борту, кстати, 15 человек: 5 членов экипажа и 10 человек для работы с радиотехническим комплексом (РТК).

А что в США?

Там летает Боинг E-3 «Сентри» (Boeing E-3 Sentry). Принят на вооружение в 1977 году, и тоже имеет несколько модификаций. Характеристики по дальности обнаружения примерно такие же. Но сопровождает больше целей — от 300 до 400 и наводит чуть больше истребителей.

Е-3 Сентри, или же как его называют на родине — АВАКС (ДРЛОУ по-английски)

Тарелка тоже вращается, в диаметре составляет чуть больше 9 метров. Наибольшая толщина обтекателей у А50 и Е-3 колеблется в районе 2 метров. В целом, машины хорошие и идентичны друг другу. Вот так выглядит рабочее место в американском самолете:

Сегодня разрабатываются новые ДРЛОУ, т.к. техническая мысль не стоит на месте. Так, на замену А-50У планируется ввести А-100, показатели которого не афишируются.Также известно, что установят статичную антенну. Тарелка требует сложных механизмов и не любит низкие температуры, что сказывается на скорости вращения, а значит — на скорости обновления информации. Ее заменят новым типом радиолокатора.

Но есть у США еще кое-что — палубный самолет ДРЛО. Как они смогли поставить на авианосец такую громадину?

Грумман Е-2 Хоукай

Да просто взяли палубный самолет со складными крыльями и поставили тарелку поменьше. Ее диаметр чуть больше 7 метров, а складной механизм уменьшают размах крыльев от 24 до 9 метров.
Что имеем? Данные самолеты постоянные гости операций с участием военных. Но за возможность видеть на сотни километров они дорого расплачиваются — любой радар точно также заметит излучение самолета ДЛРОУ.

Источник

Опубликовано: 11 июля 2018

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *