Лифты и эскалаторы Дворца Советов.

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный строительный проект в Москве советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы (в том числе строительство до 1941 года) и в 1950-е годы: административное здание, место сессий Верховного Совета СССР, празднеств и т. п. Должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой, кульминацией всего высотного строительства СССР и самым высоким зданием мира.

Предложение построить для заседаний Верховного Совета поражающий воображение дворец было высказано еще в 1922 году на Первом съезде Советов. Проектировать Дворец Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя начали в 1931-м.

В этой части речь пойдет о транспортном обеспечении Дворца Советов.
Это не только эскалаторы и лифты. Представьте, еще в 1930-е проектировались двери на фотоэлементах(!), автоматизированный гардероб, скоростные лифты, здесь планировалось применить новинку тех времен — селектор.

Посмотрите на разрез Дворца Советов — это поможет вам оценить масштабность и важность всей планируемой транспортной «начинки» этого грандиозного сооружения.

Дворец Советов по своим размерам может быть сравнен с целым городом. Его объем — 6 500 тыс. куб. м. Он может вместить одновременно более 30 тыс. человек, что составляет почти половину населения таких городов, как Тамбов или Архангельск. Вот почему и транспорт Дворца Советов — многочисленные лифты и эскалаторы, работающие на всем протяжении его огромной 417-метровой высоты, — можно сравнить с городским транспортом крупного населенного пункта.

Пропускная способность, транспорта Дворца Советов запроектирована с таким расчетом, чтобы дать возможность посетителям нижней части дворца затрачивать на выход из здания не более 13 — 15 минут и посетителям высотной части — не более 25 минут, включая сюда и время, необходимое на получение верхнего платья. Для того чтобы гардеробы не тормозили потока посетителей, Дворцу Советов потребовалось бы, по примерным подсчетам, не менее трех тысяч гардеробщиков.

Нецелесообразность содержания такого штата людей, работающих лишь в сравнительно короткие периоды выдачи платья, натолкнула строителей на мысль механизировать гардеробы Дворца Советов. Эти механизированные гардеробы явятся как бы подсобным элементом транспорта.

Для того чтобы в короткий срок впустить и выпустить из Дворца Советов десятки тысяч человек, нужно громадное количество выходных дверей. Чтобы не охлаждать при этом здания, спроектировано второе подсобное сооружение транспорта — механизированные входные тамбуры.

Дворец Советов будет насчитывать около 140 входных тамбуров, 30 тыс. кабин механизированных гардеробов, свыше 90 эскалаторов и более 200 лифтов. Все эти механизмы проектируются сейчас в конструкторском отделе Московского завода подъемных сооружений.

Перешагнем четыре года, которые отделяют нас от открытия Дворца Советов, и перенесемся мысленно к этому грандиозному зданию в том виде, в каком оно предстанет перед нами в 1942 г.

Вот мы, пройдя проспект Ильича, поднимаемся по ступенькам широкой лестницы. Мы приближаемся к стройным, высоким колоннам, между которыми расположен ряд входных дверей, сверкающих зеркальными стеклами. Двери широки и массивны, и вам невольно кажется, что потребуется большое усилие, чтобы их открыть.

Но прежде чем вы успеете задуматься над этим, громадные двери сами широко раздвигаются перед вами. Не трудитесь искать предупредительного швейцара — вы никого не увидите. За вашим приближением следил недремлющий электрический глаз в виде фотореле, спрятанного в колоннах то сторонам, двери. Проходя мимо колонн, вы прервали луч света, и фотореле приказало дверям раскрыться.

Теперь вы находитесь в тамбуре. Перед вами — вторые, столь же массивные двери. Конечно, они тоже откроются автоматически. Но тем временем первые двери, через которые вы только что прошли, уже сомкнулись, и вы чувствуете, как в тамбуре вас сразу обдает теплом. Холодный уличный воздух, который вы с собой принесли, вытесняется воздухом, подогретым в калориферах, где ему сообщены нужная температура и влажность.

Пройдя через вторые двери тамбура, вы оказываетесь в просторном, блестяще отделанном вестибюле. Но вот ваше внимание привлечено новым обстоятельством: в целом ряде тамбуров двери, словно по команде, приходят в движение: они периодически открываются и закрываются, как бы для того, чтобы пропустить невидимых посетителей, В чем дело? Оказывается, к дворцу приближается массовая экскурсия, и диспетчер, регулирующий движение на подходах к дворцу, показывает экскурсантам, через какие двери им надо пройти, чтобы сразу попасть туда, где им организована встреча.

Прежде чем отправиться дальше, познакомимся с механизмом входных дверей. Устройство его несложное. Каждая дверь тамбура приводится в движение небольшим электромотором. Работой мотора управляет электромагнитный выключатель, называемый контактором, который при посредстве фотореле периодически включает ток и раздвигает большие Г-образные рамы с навешенными на них половинками дверей. Посетители могут открыть дверь и обычным путем. В этом случае рамы остаются на месте, и двери раскрываются, вращаясь на петлях.

Пойдемте дальше. Миновав вестибюль, мы попадаем в гардеробную. Здесь в стенах, одна около другой, расположены двери. Почти на каждой из них виднеется световое табло с надписью: «Есть свободные кабины». Идти дальше в верхнем платье не разрешается.
Подойдите к любой двери со свободными кабинами и выньте жетон из аппарата, вделанного в стену рядом с дверью. На табло загорается надпись: «Ждите кабину».

Через несколько секунд дверь открывается, и перед вами оказывается одна из восьми вращающихся за этой дверью кабин с полкой для шляпы, крючком для пальто и ящиком для калош; Все время, пока вы раздеваетесь, за вами следит фотоэлемент, и через несколько секунд после того, как вы повесите пальто или положите шляпу, двери кабины мягко закрываются.

Теперь у вас в руках гардеробный жетон. Когда вы захотите получить свое пальто, достаточно будет вложить жетон в гнездо аппарата у тех же дверей, и ваша кабина снова «придет» и откроется перед вами.
Если хотите убедиться в надежности гардеробов, давайте воспользуемся полученными жетонами и попробуем по ним получить вещи из чужой кабины. Отойдем к соседней двери и вставим жетон в гнездо аппарата, из которого перед этим жетон был кем-то уже вынут. Напрасное ожидание! Двери не открываются, и даже табло не предупреждает о приходе кабины.

Механизированные гардеробы еще до вас проходили более серьезную проверку: из нескольких автоматов было взято по одному жетону. При вечернем осмотре пропажа жетонов была обнаружена, и их заменили новыми. На другой день, когда гардеробы были уже заполнены платьем, пришла проверочная комиссия со взятыми накануне жетонами и пыталась вызвать соответствующие кабины.

Но кабины не пришли, несмотря на то, что номера жетонов и кабин совпали. Дело в том, что при проектировании гардеробов была учтена возможность похищения, жетонов и, чтобы избежать злоупотреблений, было предусмотрено автоматическое изменение настройки жетонного аппарата, после которого старый жетон оказывается уже негодным. Судите сами, следует ли вам беспокоиться за целость вашей одежды!

Осмотрим, кстати, механизм гардеробов. Его основой является верхний вал с двумя зубчатыми колесами, на которых висят две бесконечные цепи. Верхний вал вращается в подшипниках, неподвижно укрепленных на раме. Внизу между цепями расположен второй вал, который через подшипник соединен с грузом, служащим для натяжения цепи. К цепям прикреплены восемь кабин, каждая из которых может быть вызвана к одной и той же двери.

На нижнем валу установлен электромотор. Вынимая жетон, вы даете короткий импульс тока, который воспринимается специальным электромагнитным механизмом. Этот механизм останавливает нужную вам кабину у двери, он же управляет открытием дверей. Теперь пойдем дальше, туда, куда нас ведет направление трассы. Во дворце предусмотрено все, чтобы предотвратить неорганизованность движения, которая здесь так же недопустима, как на улицах города.

Для этого механизмы транспорта расположены по строгим системам, или трассам. Во дворце имеется трасса большого зала, трасса высотной части, грузовая трасса, пожарная и т. д. Для этого существуют и различные приспособления, в том числе подвижные стены, которые могут в случае надобности разъединять отдельные залы и секторы здания для регулирования потока посетителей.

Мы находимся сейчас на трассе высотной части и можем осмотреть только ее. Вот скоростной лифт, который поднимет нас на уровень купола большого зала. Этот лифт можно было бы сравнить с поездом дальнего следования — он останавливается далеко не на всех станциях. Помимо таких лифтов, существуют многочисленные лифты и эскалаторы «местного назначения», двигающиеся с меньшей скоростью и с частыми остановками.

Вы подходите к открытой кабине лифта, — однако при вашем приближении ее двери самым невежливым образом закрываются. Не смущайтесь. Лифты дворца работают по строгому расписанию, как поезда на железных дорогах. Вот уже указатель движения предупреждает, что сейчас откроются двери соседнего лифта.

Вы входите в кабину, которая поражает вас своими размерами — она рассчитана на перевозку 20-25 пассажиров. Не забудьте сказать лифтеру, на каком этаже вам надо остановиться. Нажимая кнопки на пульте, он устанавливает маршрут на весь предстоящий рейс, этот маршрут будет в дальнейшем выполняться автоматически.

Обратите внимание — на пульте зажглась яркая желтая лампа. Это сигнал о том, что через пять секунд кабина должна отправляться. Вот вместо желтой лампы вспыхнула зеленая. Двери кабины закрылись. Вам кажется, что кабина все еще стоит на месте, но в действительности она уже несется кверху со скоростью быстро идущего трамвая — 5 м/с.
Указатель движения сообщает, что мы уже миновали 10-й, 11-й, 12-й этажи… На 15-м этаже — первая остановка. Часть пассажиров выходит, их заменяют несколько новых. Происходит небольшая задержка: в момент, когда двери кабины уже начали закрываться, в кабину стремится проникнуть еще один, запоздавший пассажир. В первое, мгновение кажется, что он будет зажат между дверьми, но вот двери, словно по чьему-то приказу, останавливаются и раздвигаются, пропуская опоздавшего. И здесь за порядком следит фотоэлемент.

Вот мы на конечной остановке лифта. Дальше, на самый верх купола большого зала, можно подняться при помощи эскалаторов, с работой которых мы уже знакомы по метро. Можно лишь добавить, что при конструировании эскалаторов Дворца Советов было обращено особое внимание на бесшумность их работы. Благодаря ряду конструктивных изменений удалось снизить шум эскалаторов до 35 децибел. Это еще меньше, чем тот приглушенный уличный шум, который доходит до вас зимой через двойные оконные рамы. Такой шум не мешает даже самому тихому, спокойному разговору.
Особенностью эскалаторов Дворца Советов являются также методы их обслуживания. В условиях метро для наблюдения за работой 90 эскалаторов потребовалось бы 40—45 человек, но и этот штат вряд ли обеспечил бы ту согласованность движения эскалаторов, какая нужна для Дворца Советов. Между тем во Дворце Советов работой эскалаторов управляет один диспетчер, в ведении которого имеется небольшая ремонтная бригада.

Зайдемте теперь в машинное помещение скоростного лифта, расположенное этажом выше. Механизм высокоскоростного лифта настолько сложен, что мы сможем познакомиться с ним лишь в общих чертах. К нему предъявляются два основных требования: автоматичность действия и точность остановки, чтобы пол кабины пришелся вровень с полом этажной площадки. Эта точность возможна лишь .при условии, если скорость кабины перед остановкой будет доведена с 5 до 0,2—0,3 м/сек.

Чтобы достичь такой широкой регулировки скорости, каждый лифт снабжен своей электрической подстанцией, дающей ток с изменяющимся напряжением, отчего уменьшается и скорость мотора, передвигающего кабину. Максимальное число оборотов этого мотора — 100 в минуту. Такой привод на пассажирских лифтах Союза еще не применялся.

Автоматичность работы лифта достигается при помощи аппарата, носящего название «селектор». Селектор снабжен большим количеством вспомогательных механизмов, фотореле и автоматов, причем движение его контактов в точности соответствует и как бы повторяет в миниатюре движение пассажирской кабины.

В заключение на обратном пути зайдемте на минуту в расположенную внизу диспетчерскую. Это уютно обставленная комната, посередине ее расположен диспетчерский пост в виде письменного стола, на котором укреплен пульт с сотнями сигнальных ламп.

Вот автомат передает распоряжение дежурного коменданта. Раздается мелодичный голос: «Внимание. Внимание. Внимание. Диспетчер, запустите эскалаторы вестибюля «А»». Диспетчер нажимает кнопки. Он работает внимательно, но спокойно и без суетливости. На щите пульта зажглось несколько зеленых ламп — они показывают, что эскалаторы пришли в движение.

Проходит некоторое время. Но вот раздается звук сирены, извещающий, что один из эскалаторов почему-то остановился. Диспетчер поднимает взгляд на верхнюю часть щита, где горят разноцветные таблички с надписями, перечисляющими возможные причины остановки. При звуке сирены включилась желтая лампа над номером 67. Это значит, что эскалатор № 67 по какой-то причине остановлен самими пассажирами.

Диспетчер включает радио и предупреждает пассажиров, что эскалатор будет снова запущен, если же причина остановки еще не миновала, пассажиры должны вторично нажать тормоз. Но на эскалаторе уже все в порядке. Споткнувшийся пассажир, который вызвал задержку, снова спокойно стоит на ступеньке. Эскалатор приходит в движение и вместе с другими поднимает его к куполу высочайшего здания мира.

Источник

Опубликовано: 13 августа 2014 / Обновлено: 2 сентября 2014

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *