Как во Владивостоке конвоируют осужденных и находящихся под стражей

Заблаговременная подготовка к этапированию, новые автозаки и техсредства безопасности, а также профессиональный подход к работе – во Владивостоке Приморское управление ГУФСИН показало, кто и как транспортирует следственно-арестованных и осужденных.

Транспортировке заключенных всегда предшествует ряд обязательных мероприятий. У конвоиров проверяют служебные удостоверения, а после и теоретические знания о том, как следует себя вести при транспортировке арестованных или осужденных. За пару часов до выезда вспоминают на практике и приемы рукопашного боя, а также в специальном имитационном вагонзаке отрабатываются эпизоды посадки конвоируемых лиц в поезд.

Построение личного состава Управления по конвоированию ГУФСИН России по Приморскому краю. В время построения проводится проверка формы одежды и документов у сотрудников

Тренировочный комплекс имитирующий спецвагон для перевозки заключенных

Сотрудники управления по конвоированию ГУФСИН России по Приморскому краю во время отработки приемов рукопашного боя на территории учебного городка учреждения.

Управление по конвоированию – довольно молодое подразделение Федеральной службы исполнения наказаний. Официально оно сформировано 30 декабря 1998 года. До этого функции по транспортировке следственно-арестованных и осужденных в России осуществляли внутренние войска МВД.

Одним из тех, кто практически с нуля строил приморское управление по конвоированию, является полковник внутренней службы Валерий Шушпанов. В уголовно-исполнительную систему из внутренних войск он перевелся 19 лет назад, тогда еще служил в должности заместителя командира роты батальона по транспортировке следственно-арестованных. Сейчас Валерий Юрьевич – начальник управления по конвоированию ГУФСИН по Приморскому краю. Он отчетливо помнит свой первый караул. «Это было новогоднее дежурство», – улыбается сотрудник службы исполнения наказаний. Еще свежи в памяти и проблемы конца 1990-х и начала 2000-х – некомплект личного состава и неопытность персонала, а также старый советский парк техники. По словам Валерия Шушпанова, «ковать» новое управление было нелегко, зато сейчас в подразделении служат истинные офицеры и прапорщики, знающие, что они не имеют права на ошибку, ведь у преступников на уме может быть что угодно.

«Наше управление уже на протяжении нескольких лет входит в десятку лучших из 72 по стране. Руководство ФСИН России нас оценивает как подразделение со стабильными и высокими показателями, но это все естественный результат длительной и планомерной работы», – рассказывает начальник управления по конвоированию ГУФСИН по Приморскому краю Валерий Шушпанов.

Сейчас парк машин обновлен, самая старая машина – 2014 года выпуска. Для сравнения, 10 лет назад заключенных перевозили на авто конца 80-х и начала 90-х. Улучшилось техническое оснащение подразделения, внедряются и современные средства охраны. Так, например, в автозаках появились системы блокировки камер, люков, установлены камеры видеонаблюдения. Теперь в кабине c монитора начальник караула может наблюдать за тем, как работает в кузове его личный состав и чем заняты конвоируемые.

Более комфортными стали условия для осужденных или арестованных лиц. В кузове новых автозаков появились кондиционеры и биотуалеты. Также транспортное средство оснащено системой ГЛОНАСС для фиксирования маршрутов, которые отслеживает в режиме онлайн оперативный дежурный.

Женщин в караульной службе нет. Зато представительницы прекрасного пола работают в кинологической службе, которая оказывает помощь при сопровождении этапируемых до спецвагонов – в народе их прозвали «тюрьмами на колесах».

Стоит отметить, объем работы у «транспортировщиков» Владивостока и Приморья насыщенный, ведь общая протяженность маршрутов, по которым приморское управление по конвоированию доставляет заключенных, составляет более 4000 км.

Обязательная процедура за несколько часов до выезда – медицинский осмотр. У тех, кто должен в этот день выехать на задание, измеряют температуру и давление. В случае, если сотрудник болен, медработник рапортует о необходимости его замены. Затем личный состав проверяет штатный психолог, в процессе беседы выявляются те, кто не готов выйти на задание. Это принципиально важно, ведь даже семейные проблемы могут стать причиной того, что конвоир будет недостаточно сосредоточенным в процессе важной работы

Кстати, в отдельном кабинете психолога сотрудникам разрешают для успокоения пособирать кубик Рубика, покрутить спиннер, а также привести мысли в порядок при помощи так называемой майнд-машины, к которой подсоединены наушники и специальные очки.

У последнего приспособления несколько функций, говорят психологи: она может заставить человека стать более сосредоточенным или наоборот – расслабить.

После медосмотра, тестирования и инструктажа конвоиры получают продукты питания и выезжают на службу.

В этот раз им предстоит этапировать арестантов из Владивостока в Хабаровск.

Уже по прибытии в СИЗО №1 перевозимых лиц с их личными вещами тщательно осматривают. Сумки и одежду просвечивают при помощи рентгенотелевизионной системы. Если нарушений нет, то всех по очереди выводят на улицу и сажают в автозак. Делается это под строгим контролем караула, который сопровождают кинологи со служебными собаками.

Далее автомобиль с осужденными следует к железнодорожной станции, где их ждет спецвагон. Подъезжать к нему приходится чуть ли не вплотную. Двери открываются, и заключенные по очереди заходят в вагон. Теперь их путь лежит по железной дороге в одну из хабаровских колоний.

Руководство управления по конвоированию ГУФСИН по Приморскому краю отмечает, караульная служба в спецвагонах сопоставима с работой в колонии: осужденных надо накормить, напоить, при надобности в туалет сводить, а также оказать медицинскую помощь, если это необходимо. Обычно при транспортировке приходится помогать больным эпилепсией.

Говоря о происшествиях, начальство приморского ГУФСИН отмечает, что их в последнее время было лишь два: попытка побега в 2003 году и возгорание спецвагона в 2017-м из-за пала травы. Стоит отметить, побег Владимира Беспалова в 2015-м не на счету ФСИН, так как перевозили его сотрудники МВД.

В 2003 году при транспортировке заключенных из Владивостока в Хабаровск в районе станции Ружино один человек совершил попытку побега. Однако благодаря умелым и решительным действиям караула мужчину удалось остановить на месте. Те, кто предотвратил побег, были награждены медалями «За доблесть в службе».

Второй инцидент у конвоиров ФСИН Приморья случился осенью 2017-го. Один из поездов проезжал по территории, где горела трава, искры от пала попали в вентиляционную систему спецвагона, из-за чего произошло возгорание. В тот день отличился начальник караула капитан внутренней службы Олег Злобин, вовремя выявивший задымление. Сотрудник ФСИН вскрыл обшивку и потушил огонь при помощи огнетушителя. Сейчас начальство ходатайствует о присвоении сотруднику звания майора.

В уголовно-исполнительной системе Олег работает 5 лет. Службу считает интересной и благодарен руководству и сослуживцам за поддержку и помощь:

«Работа интересная, она в чем-то сравнима со службой на подводной лодке, где все зависит от слаженности коллектива… Во время этапирования отношения с заключенными должны быть простыми, то есть все должно происходить с точки зрения закона: мы конвоиры, они – спецконтингент. Никаких других моментов быть не должно. Даже максимально спокойно себя вести не стоит, потому что они (арестанты) все видят. Те, кто сидит годами, очень быстро разглядят вашу слабину, если она есть. А поэтому на любые провокации надо реагировать грамотно и сдержанно. Три основные качества для нашей профессии – хладнокровность, бесстрашие, высокий уровень знаний», – говорит капитан внутренней службы Олег Злобин.

К слову, конвоиром может стать далеко не каждый. При устройстве на работу проводится строгий отбор по трем критериям: человек должен обязательно пройти службу по призыву, иметь первую категорию годности по здоровью, а также успешно пройти психологическую диагностику.

Источник

Опубликовано: 20 августа 2018

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *