Как устроен якорь. Часть 2

Продолжение рассказа про устройство якоря.

По стоянке на якоре, и глубинах на якорных стоянках.

Из комментов — pa_pa_sha_41Добавлю и свои 3 коп. , полезной информации (вроде бы выше об этом не упоминали) , — для того, чтобы якорь «забрал» (стал зарываться в грунт) нужно стравить якорной цепи длинной не менее 3-х глубин. Собственно для того смычки и считают.
Теоретически при …. «длина цепи составит — 216 метров», можно встать на якорь на глубинах до 70 метров.

Более 3-х глубин травят при не благоприятной погоде, сильном течении и плохих грунтах, как писалось выше. О состоянии грунта можно узнать в лоции описывающей данную акваторию или на картах где тип грунта указан в сокращённом виде ( ИП — ил/песок).
Спасибо за замечание.

И второе дополнение.
О хранении якоря в ходовом режиме судна.

Так, вот, после того, как якорь подняли на борт, его не оставляют висеть на тормозе брашпиля.
Для безопасного хранения предусмотрены различные стопора.
Закладные палы (стопорят по линии якорь-цепи), винтовые стопоры (тоже якорь-цепь), и дополнительно якорь цепь ещё и прихватывают стальными тросами с талрепами.
И после того, как закрепили якорь-цепь, её немного ослабляют, совсем немного, снять натяжение.

Якорь же стараются втянуть в клюз по максимуму, чтобы не болтался. Иногда не дотягивают.
И болтанкой якоря можно повредить свой же борт.
Впрочем, можно и чрезмерным втягиванием тоже.

Вот Альберт algarphoto прислал свои фото на эту тему и небольшое описание.

Шли из Бразилии в Филадельфию. Погода — пиздец (( Слабина якорь цепи. Короче, лапами наковыряли дырок в клюзе (это к тому, что якорь хоть и сука тяжёлый, но против водной стихии сущая мелочь) — полубак весь под водой…
По приходу в Америку USCG сразу же первым делом указали нам на эти самые дырки…. К гадалке не ходи — сдали ещё на подходе, скорее всего тот из филипков, который потом ездил в NY к своей сестре/тетке/куму/свату ) Ибо стояли там три дня, ремонтировались.

Вот на этой фотке чётко видно клюзовая труба с подведёнными к ней трубами для обмыва цепи и якоря.

Ещё был вопрос по дистанционному управлению отдачи якорей.
Что ж, есть такие устройства.
Якорь отдают с мостика, там же стоят и счётчики длины цепи. Всё красиво высвечивается.
У нас такие устройства стояли на танкерах типа «Вентспилс».
Вот только проработали эти устройства не долго.
А кроме того, приготовить якорь к отдаче, приготовить брашпиль, контролировать натяжение и направление якорь-цепи это устройство не может. И надо учитывать и возможное возникновение траболы — отказ автоматики, например.
Поэтому автоматика в лучших традициях — «нажал на кнопку и попа в мыле».
Ещё эта автоматика ведёт к удорожанию конечного прайса судна. Поэтому, ну, его на фиг.
Круче роботов, чем боцман и помощник, ещё пока не придумали.
Нет, может и придумали, но на суда эконом-класса их стараются не ставить. Лишний головняк.

Ну, а сейчас в цепной ящик.
Иногда цепные ящики делали широкими коробами.
И во время выборки цепи, в ящик загоняли матроса со специальным крючкам — абгалдырем —

для укладки цепи. Вообще, работают с цепью и стальными швартовыми тросами этими абгалдырями.
Оптимальными же считаются цилиндрические цепные ящики, укладчиков цепи там нет, цепь самоукладывается.
По конструкции, в ящике предусмотрен настил, а под настилом цистерна, куда собирается вода и грязь с цепи.И не только грязь.Ещё и ржавчина с цепи.

Хотя цепь и стараются промыть, тщательно это сделать не получается.

Люк цепного ящика.

А это уже внутри. Свет в конце тоннеля, это выход для цепи из ящика.
В настоящее время цепь полностью вытравлена. Судно в доке.
Осмотр цепи, осмотр и чистка цепного ящика.

Стенки цепного ящика выкрашены битумной краской, но всё равно оцарапаны цепью, и ржавеют.

Настил в ящике. Одна плита поднята.

А под плитой, мля..

Углубимся.

Цепной ящик имеет систему осушения, заодно и ревизия клинкетов.

Чистку ящика производил завод.
Вот чего у них получилось

Вот столько нагребли.
И это не всё. Два раза они уже увозили грязь.

Стенки зачистили от ржавчины, обработали химией и покрасили.

На клинкетах новые прокладки, всё нормально.

Помещение бака, где расположен цепной ящик уделали капитально, но всё потом убрали.

Грязных мест на судне хватает. Никто не уходит обиженным.
Ни палубная команда, ни машинёры.

Ещё наткнулся на интересный пост. Там описан именно тот цепной ящик, где цепь укладывают вручную в ящике.
Вооот здесь — http://saprpavel.livejournal.com/11642.html

И ещё UPD, из поста — http://melleral.livejournal.com/12062.html, на тему — сколько нужно огранизмов, чтобы выбрать якорь на военном корабле

Картинка оттуда, это уже российский военный флот.:

На эту последнюю часть я оставил :
1.Разбор весёлого видеоролика с утерей якоря.
2.Разбор баек про якорь
3.Истории из жизни.

Вот сам ролик.
Уже засмотренный до дыр, уже просто баян.

Первое, что приходит в голову после просмотра ролика, небрежно процедить сквозь зубы — Дебилы, бля(с) — и с чувством собственного превосходства набрать текст, в котором разгромить всю якорную команду.
Но вспомнив свои косяки, упоротые на ровном месте, я как-то этот запал сдержал. Хотя элемент дебилизма в ролике всё-таки есть.
Это чрезмерное ослабление ленточного тормоза брашпиля.
Вон тот морячок в жёлтом rain-coat, в левой части экрана и ослабил.
Что у него в голове в тот момент было, этого, конечно же, не узнаем никогда.
Может и классическое, всегда возникающее перед каждым ЧП — «Я думал».

Думать надо меньше. Знать и помнить — больше.

Просмотрел начальные посты и увидел, что не рассказал подробнее о ленточном тормозе.
О том, который чрезмерно ослабили.
Конструкция проста:

Два бугеля с прикреплённой лентой ферадо, охватывают тормозной барабан якорной звёздочки.
Затяжной винт, которым затягиваем-ослабляем, и регулировочный винт. Всё.
Для предотвращения схватывания-залипания под нижним бугелем есть опорные винты.
При ослаблении тормоза, нижний бугель падает на них, упирается, и за счёт опоры на эти винты, дальше не идёт, а поднимает верхний бугель. Опорные винты тоже регулируемые, и, как мне помнится, зазор между ними и бугелем в затянутом положении тормоза должен быть 1 — 2 мм.
Лента ферадо довольно таки толстая, но заказывается по рекомендации изготовителя брашпиля.
На 100тысячниках толщина ленты — 20-22 мм.
Привозят в таком виде на пароход.

Крепится лента к бугелям винтами с гайками через сквозные отверстия.
Работа по замене ленты малоприятная и тяжёлая.
И дело не только в весе бугеля, верхний можно откинуть, и поменять на месте. Вот вытащить нижний, тут приходится поплясать.
А потом сама разметка и сверление ленты. Сначала насквозь, а потом ещё делать потаи под головки винтов.
Пыль от ленты. После неё чешешься, как от стекловаты. Долго. В кровь.

А менять в последнее время приходилось часто. Дело в том, что есть норматив на толщину ленты на тормозе. 13 мм,всё. Меняй. А часто, оттого, что боцманы тоже в последнее время взяли такую моду, расслаблять чрезмерно, а потом резко тормозить, как чувак на ролике. Поэтому, я и не рискую чувака на ролике обозвать дятлом, это явление, смотрю, интернациональное.

Вот, собственно, и весь разбор ролика — ничего необычного и экстраординарного.
Небольшая заминка с выходом цепи — я думал(ИМХО) — раскрутил тормоз на полную — цепь, весело звеня контрафорсами, побежала в клюз — йоб мою мать — попытка удержать цепь — поздно.

А высокая скорость выхода цепи, это не только возможность потерять цепь.
Даже если удержал, можно серьёзно повредить брашпиль, например, сломать звёздочку цепи.
Вот здесь — следы ремонта.

Выставляют зазоры в опоре.

2. Разбор баек.
И снова, сугубое ИМХО.
Я не претендую на истину в последней инстанции, да и дыма, как говорится, без огня не бывает.
Лично я , ещё со времён сопливого детства, слышал три основные версии приключений с якорем.

Первая, это когда новичку дают в руки напильник и предлагают заточить лапы у якоря, а то, мол, де, плоховато держит. Не острые лапы.
И эта версия самая правдоподобная и жизненная.
Вреда напильником якорю не нанесёшь, а оживления в скучную жизнь привнести можно.
На новичке такие фокусы пройдут.
Кстати, мне одна,уже матёрая буфетчица, рассказывала, что их ещё в училище предупреждали на предмет таких вот разводок. И всё равно она купилась, ходила с подносом кормить «несчастного брашпиля» на бак. Говорила, кто вас тут на пароходе поймёт… весь зоопарк — боцман, лоцман, штурман, донкерман, токарь, тальман, стивидор… ну, и брашпиль.

А вот вторая и третья версии — сомнительны. Для меня.
Это когда отрезают лапы автогеном, и когда вырезают кусок веретена… укорачивают якорь.
Тем же автогеном.
Мотивация — подрезать лапы, сделать покороче, а то, мол, слишком хорошо держит. И слишком длинный якорь, торчит из клюза много. Инструмент исполнения — ножовка по металлу с тупым полотном.
В обоих случая, новичок или курсант, помаявшись с ножовкой, высвистывает газорезчика, и тот за бутылку ли, или просто, проникшись жалостью к потному организму, заводит свой адский агрегат,и ..фьшшшььь… лапы отпадают.
Почему считаю неправдоподобным.

Новичок, может быть и додумается до такого, но вот привести в исполнение, это — вряд ли.
Сам розыгрыш строится на том, чтобы привлечь зрителей, «оторвать козу для потехи почтеннейшей публики». То, есть, всё бы проистекало под присмотром и надзором.
Ну, и надо учитывать, что все версии этих баек опираются на то, что дело было в заводе.
То, есть на судне достаточное количество людей, которые бы шутку не оценило, и прекратило бы это волшебство. Да и газорезчик бы сам тоже.
Хотя, кто его знает.
Я своё мнение обозначил.
Как и однажды разбирал байку о том, что одного стармеха закрыли в картере главного двигателя и провернули главный на воздухе. Потом вспомнили про » деда», открыли картер, а он живой. И сказал — порядок работы цилиндров знать надо. Типа метался он в картере по порядку работы цилиндров. Ха-ха.

3.Истории из жизни.
Якорь мы теряли. Вот по такой же примерно схеме, как на ролике.
Но я там не присутствовал,тогда в машине проблем хватало.
Но когда «награждали» авторов, запомнилась суровость наказания. Третий и старпом были уволены из конторы. Боцману и мастеру вкатали выговор.

Такое же действо, как на ролике, видел и вживую. Потом. Но там умудрились цепь таки остановить, но ленту спалили почти подчистую, и винты снесло тоже.
Потом долго не решались доложить в контору, но пришлось. И как-то пронесло, без репрессий обошлось.

Один раз была ситуация, как в рассказе marconi_due:
Момент первый.
Начало декабря. Пришли на ремонт на пару недель. Встаем на якорь. Боцман на баке. Мастер на мосту.
Мастер: Докладывать расстояние до буя по носу.
Боцман:Ясно, понял, полста метров.
М:Семеныч, железку кидай в воду-то.
Б: Понял …..бббббрррррр…бууууум
М: Чет мне не нравится, как встали. Семеныч, подними железяку то.
Б: Ясно, понял. Что-то не идет. Говнину какую-то подцепили. Попросите параллель завести.
М: Машина! Параллель Семенычу дайте на бак. Что-то он там якорем словил, не поднять.
Машина: ясно, понял.
М: Семеныч! Дергай! Параллель завели.
Б: Ясно, понял. Поднимаю.
Хуууууууяккккс…Завод «Алмаз» на правом берегу погас как свечка на ветру.
М: Семеныч! Ты чо там наделал то??? «Алмаз» задули, блять! щас забегают полудурки с автоматами, начнут отражать нападение вероятного противника. Посвети тихонько на якорь, как поднимешь. Ниче там не висит?
Б: Хуйня какая-то висит. толстенная, как слоновий хуй.
М: А ты посмотри. дорогой, хуйня эта, с двух сторон оторвана или один конец в воду уходит? Это важно.
Б: Не…петлю оторвали здоровенную. Два конца на якоре висят.
М: Угу…стряхни это говно в воду обратно. Да, смари. чтобы не на лед упала, а утонула. А я по течению чутка отойду. Да…мы с тобой сегодня якоря тут никакие не отдавали. Это если завтра будут спрашивать. Это важно!
Б: Ясно, понял.

Момент второй
Мастер на мосту. Третий штурманец на юте.
Мастер: На юте! Повнимательней там на якоре! Кабеля под нами.
Третий: Ясно-понял! брррррррррррррррррбум! МихалАлексеич! Якорь отдан!

Только мы так Англию без электричества оставляли.
И тоже, как то без последствий обошлось. Ну, покричали, конечно,как без этого?… но массовых расстрелов и развешиваний на реях не было.

Ещё история из комментов. От того же marconi_due
В тогдашнем Жданове, встаем на внутреннем рейде. Я на мостике, как бы «Рябину» не запороли, когда штурмана руками трогают электронные прибры — это всегда тревожно для судового радиоспециалиста. Мастер командует, на корме! Отдать якорь! Травить!…На корме сопят и травят. Сопят долго, слышно хорошо. Так же долго травят. Потом бодрый доклад 3-го штуймана: Мостик!
Мы остались без кормового якоря!!!!! Мастер: сука ты, понял??? Сука!!! Третий: это не я!!! Это оно само так получилось!! До жвака отдали, а потом, да, само так получилось. Мастер взял портфель со всякой хуйней вкусной и крепко содержащей. И поехал на катере в контору порта. Там думали до полутора суток ( мы туда на катере еще много портфелей возили). Потом сказали, х** с вами, мудаками. Даем добро на спуск шлюпки в акватории порта для проведения тренировочных испытаний новой модели гребного винта на ней (формулировочка, бля????). Смайнали шлюпку хуй знает с какого борта и стали рыбачить при помощи кошки. Цепь подцепили буквально через 15 минут. Стальной трос перекинули на шпиль, стали подбирать. Показалась цепь. От «Тирпица». Не меньше. Диаметром чуть более, чем опора Дворцового моста. Посовещались. Позвонили в контору порта. Там подумали и ответили: найти чужую якорную цепь и якорем — это стопудовая премия от пароходства. Но, суки пасмурные, вы свой якорь проебали и цепь то же, а это уже аварийный случай, о котором надо информировать министерство. И приняли соломоново решение: отпилить к хуям найденную цепь и смайнать ее обратно в пучину вод. Что и было сделано. Я до сих пор не знаю, какой величины там был сам якорь. Наверное, как Бруклинский мост. А нашу цепь мы нашли в совсем другом месте. А может это была не наша. Но! В клюзе все нормализовалось как надо.

А вот один мой хороший собутыльник друг, потерю якоря до сих пор вспоминает, как светлый момент в его жизни. И переломный момент.
Сейчас то он капитан, и не просто капитан, а суперинтендант в очень мажорной загранишной компании. А тогда был начинающим третьим помощником, и на самом первом пароходе своём, в самом первом контракте и потерял якорь. Уволили на хрен.
Остался без работы, начал искать, куда приткнуться… чуть было в «челночный» бизнес не пошёл, на Суньку мотаться.
И тогда только-только крюинг начал работать, вот он и рискнул.
И ему, надо сказать, повезло.
Попал сразу в небольшую, но крепкую контору, и довольно успешно сделал карьеру.
К тому моменту, когда под иностранный флаг ломанулись все, кому не лень, Славик уже был закореневший такой старпом. А потом и мастер.А потом мажоры его к себе сманили.
Теперь Слава живёт в одной европейской стране, и очень добрым словом вспоминает тот якорь и сверкнувшую шашку над его головой.

4. А ещё якорь, это ещё памятник. Уж якорей натулили везде, наверное, больше чем Ленина.
Вот только в моей деревне:

Перед зданием бывшей «фазанки», а ныне судостроительным колледжем.

Перед зданием бывшего судостроительного техникума, ныне филиал ДВФУ

На площади Первостроителей.

Перед заводом «Звезда»

Перед памятной рубкой подводной лодки на въезде

Ещё колхоз «Новый мир» есть, там тоже якорей хватает.
А уж если по кладбищу пройтись…там якорей на целую флотилию хватит. Вместе с цепями.

В общем, как морской город, так ищи якорь.Обязательно есть.
Дочь поехала во Владивосток, документы сдавать в ДВФУ… ну, пока сдавала, я по территории шатался. Вот, нашатал.

Тянут-тянут, пока веретено не станет вертикально. Когда оно вертикально, то и лапы из грунта выходят. Это положение называется «панэр». Вернее сначала идёт доклад «якорь встал», а потом «канат панэр».
Согласитесь, что это звучит намного красивше, нежели утончённо-рафинированное — эректильная дисфункция, или грубое фабрично-заводское — не стоит.
А вот сказал — у меня канат панэр, и сразу в спальне запахло морскими ветрами и дальними широтами.
А уж если ещё на плече якорь наколот, а вокруг пупка — круг спасательный…

Источник

Опубликовано: 24 марта 2017

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *