Как устроен трехколесный Harley-Davidson

TRK0001.jpg
Эта фотография, облетевшая ленты информационных агентств, была сделана 20 января 2009 года. На ней запечатлен парад, посвященный первой инаугурации Барака Обамы — 44-го Президента Соединенных Штатов. Шествие, как вы видите, открывают мотоциклисты. В этом нет ничего необычного — так происходит всегда. Удивительно другое: впереди «клина» стандартных Harley-Davidson с коляской едет странный трехколесный мотоцикл…

TRK0002.jpg
Это был Harley-Davidson Tri Glide Ultra Classic (FLHTCUTG — по внутренней харлеевской классификации). Коллеги из Motorcycle USA нашли его после парада, сфотографировали и даже пообщались с управлявшим им офицером. Так широкой американской общественности впервые представили новинку — трехколесный мотоцикл от Harley-Davidson. Даже боюсь спрашивать, во что компании из Милуоки обошлась такая презентация!

TRK0044.jpg
А вот так выглядела эта новинка уже в «гражданском», а не «полицейском» исполнении. Каждый желающий мог приобрести себе «мотоцикл из президентского эскорта». И обошлось бы это тогда в $29.999 у любого американского дилера Harley-Davidson. На экспорт такие мотоциклы тогда еще не поставлялись.

TRK0003.jpg
Но на самом деле это был далеко не первый трехколесный Harley-Davidson (про мотоциклы с коляской я не говорю — это другая большая тема). Во времена Великой Депрессии в Милуоки попытались разработать дешевое «антикризисное» транспортное средство для нужд малого бизнеса и различных государственных служб. Получившуюся модель (на фото вверху) назвали Servi-Car. Она, с минимальными изменениями, выпускалась с 1932-го и аж по 1973 год. Долгожитель!
Но наибольшую популярность Servi-Car приобрел после Второй Мировой войны. В Америке тогда только зарождалось байкерское движение и трехколёсными Харлеями с удовольствием пользовались не только мелкие лавочники, но и вернувшиеся с войны увечные ветераны и инвалиды. Те, кто по каким-либо причинам, не могли ездить на «нормальных» мотоциклах, но все же хотели примкнуть к набиравшей популярность байкерской тусовке.
К слову сказать, в Америке и сейчас трайками частенько пользуются престарелые байкеры, которым по состоянию здоровья уже трудно управляться с двухколесной техникой. Вспомните хотя бы Пирмонта «Пинни» Уинстона (отца Рыжего и одного из основателей мотоклуба) из сериала Sons of Anarchy.

TRK0004.jpg
Следом за байкерами трайки приспособили для своих специфичных нужд и в полиции. На фото вверху — журнальная реклама Harley-Davidson Servi-Car, датированная 1959 годом. На ней вы видите полицейского.
В 1973-м году в связи с упавшим спросом на морально устаревшую модель, Servi-Car наконец-то сняли с производства. А в 2009-м легенду решили возродить. Но уже на качественно новом уровне.

TRK0007.jpg
А в таком виде новый Harley-Davidson Tri Gide стал официально поставляться к нам. Он появился у дилеров в прошлом году.
Интересный, на мой взгляд, факт: первые трайки нового поколения выпускал не сам Harley-Davidson, а сторонняя компания — Lehman Trikes из Южной Дакоты. Так продолжалось вплоть до 2012 года, когда по ряду причин действие договора между Harley-Davidson и Lehman Trikes прекратилось, и производство трехколесников было перенесено на харлеевский завод в Пенсильвании. Там же их продолжают делать и сейчас.

TRK0008.jpg
В Россию поставляется «европейский» вариант Tri Gide. От американского он отличается прежде всего светотехникой. Европейские правила не позволили сертифицировать транспортное средство с тремя фарами головного света в ряд. Поэтому для Европы центральную фару закрыли хромированной заглушкой.
Да, чуть не забыл сказать: эта фотографии и фотки дальше сделаны Аней Бойко — умницей, красавицей, замечательным фотографом и женой моего хорошего приятеля!

TRK0009.jpg
А теперь поговорим о том, как устроен харлеевский трайк. Вся его передняя часть позаимствована у тяжелого турингового мотоцикла Harley-Davidson Electra Glide Ultra Classic. Переднее колесо, подвеска, крыло, тормоза — здесь в точности такие же.

TRK0010.jpg
Ничем не отличается и приборная панель.

TRK0011.JPG
Все органы управления тут полностью мотоциклетные.

TRK0012.jpg
Ну, разве что, за исключением стояночного тормоза — ручника, а точнее — «ножника». Он находится под левой подножкой и лично я сразу его и не заметил. Хорошо, что он не был затянут.

TRK0013.jpg
Водительское и пассажирское сидения — тоже от мотоцикла. Кстати, оба они очень комфортабельны. Настолько, что на ходу порой приходится бороться со сном!

TRK0014.jpg
Все отличия сзади. Вместо обычного мотоциклетного колеса и пары жестких кофров на трайк ставится жесткий неразрезной мост с двумя чисто автомобильными колесами. Вся эта конструкция подрессорена амортизаторами от стандартного мотоцикла и конструктивно не может как-либо перекашиваться в поворотах. Все три колеса всегда находятся в одной плоскости — перпендикулярно дороге. Вот в этом-то и кроется главная проблема… Но о ней дальше.

TRK0015.jpg
103-й мотор здесь тоже от Electra Glide. Его рабочий объем 1,690 см3 (103 дюйма — потому он и 103-й). Мощность традиционно для американцев не сообщается, но по разным оценкам она составляет примерно 80-90 л.с. Не так уж и много на бумаге, но на деле, благодаря огромному крутящему моменту, этого более чем достаточно!

TRK0016.jpg
И еще один немаловажный момент: на ранние модели Tri Glide устанавливался двигатель с воздушным охлаждением. Но когда на двухколесных мотоциклах семейства Electra Glide перешли на моторы Twin-Cooled с воздушно-жидкостным охлаждением, поменяли двигатель и на трайке. Чтобы не портить классический внешний вид, его радиаторы спрятаны под прикрепленными к дугам обтекателями. Их хорошо видно на этой фотографии.
А еще на этом снимке хорошо виден демпфер руля, который устанавливается на все модификации трайка в качестве стандартного оборудования. Он здесь необходим. Сейчас объясню, зачем.

TRK0017.jpg
Ходовые качества Harley-Davidson Tri Glide весьма специфичны. Это я (на фото собственной персоной) утверждаю со знанием дела. Такой аппарат наверняка понравится автомобилистам, никогда не ездившим раньше на двух колесах, и сильно озадачит любого мало-мальски опытного мотоциклиста. Проблема заключается в том, что конструкция заднего моста не дает трайку наклоняться, как это делает любой «нормальный» мотоцикл при входе в поворот. А это значительно снижает устойчивость на виражах, заставляет заранее сильно сбрасывать скорость и очень аккуратно, на небольшой угол поворачивать руль (на мотоцикле так не делают!). Затем, собственно говоря, и нужен демпфер.

TRK0018.jpg
Вот, что происходит, если перебрать со скоростью в повороте (фотография найдена в интернете и я не знаю, кто это так «разложился»). Лично мне кажется, что двухколесный мотоцикл проще в управлении и устойчивее! Впрочем, это дело вкуса.

TRK0019.jpg
А в общем-то, при наличии желания можно самостоятельно превратить в трайк практически любой мотоцикл. Для этого достаточно приобрести специализированный кит (набор) и установить его вместо заднего колеса. На ebay такой «конструктор» можно приобрести за $3000-5000 в зависимости от фирмы изготовителя. Например, тот, что на фото, делает компания Frankenstein Trikes. Я думаю, что она ничем не лучше и не хуже множества других, и привожу ее здесь только ради примера (просто она первая, попавшаяся мне в поисковике).

TRK0020.jpg
Тайком можно сделать даже столь любимый мной V-Rod (VRSC — по харлеевской классификации) — вот уж ни разу не развозной коммерческий транспорт и не инвалидная коляска! Но, тем не менее, и на него тоже делают конверсионные киты.

TRK0021.jpg
Вот такая каракатица получится. Очень мощная, быстрая и, подозреваю, очень страшная в управлении.

TRK0022.jpg
А у самой компании Harley-Davidson с этого года в модельном ряду появился еще один трехколесный мотоцикл. Это так называемый Freewheeler (FLRT), построенный уже не на базе турингового Electra Glide, а на основе классического «софтейла» — мотоцикла семейства FLS. Такой трайк несколько попроще по конструкции и оснащению, зато выглядит (опять же, на мой взгляд) более аутентично. Ближе к корням, что ли…

Источник

 

 

Опубликовано: 6 июня 2016

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *