Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Этот репортаж я снимал больше 4 лет назад, но не собирался выкладывать, потому что фото делал на мыльницу. У меня была надежда переснять все позже на зеркалку, но никак не получалось и я забыл о нем на несколько лет. Но сейчас наткнувшись опять на почти готовый пост не мог оставить его и решил дописать и выложить в блог. Надеюсь рассказ компенсирует не самые лучшие фото.

В мой приезд в Нальчик под Новый год, мне удалось сходить в гости в мастерскую Зубера Еуаза, которую он сам называет лабораторией. Здесь он не просто строгает из деревянных чурок инструменты, а воссоздает национальный черкесский щипковый инструмент — шикапшину, под которую века назад (да и сейчас тоже) музыканты воспевали о славе, любви и горестях адыгского народа, как о простых людях, так и о героях Нартского эпоса.

Сейчас на праздниках черкесов в качестве музыкального инструмента главенствует ноутбук — загрузил в плей-лист нужные треки и колонки рвут барабанные перепонки битом национальных мелодий. До ноутбука был синтезатор, до синтезатора гармошка (чаще всего аккордеон), а вот до гармошки была это самая шикапшина с тихим, кажущимся заунывным звуком, который извлекается смычком. С виду она похожа на скрипку, но скорее родственница виолончели — она зажимается коленями и играют на ней смычком таким же образом. Зубер говорит, что культура черкесов тяготеет больше к скромности, потому и звук шикапшины тоже такой — скромный, тихий.

Знакомство Зубера с шикапшиной началось в начале 90-х, во времена его учебы в музыкальной школе, где он учился играть на скрипке. Как-то услышав вживую игру на народном инструменте, он заинтересовался им, а чуть позже ему удалось познакомиться с мастером Владимиром Григорьевичем Ойберманом, у которого заказал шикапшину. Ойберман попал в Нальчик еще в 1974 году по приглашению, для воссоздания народных инструментов для этнических ансамблей. После изучения инструментов, которые сохранились в местном музее, он стал делать свои, которые позже разошлись по народным музыкальным коллективам и стали попадать в руки любителей черкесской музыки. Он смог заинтересовать Зубера и вскоре передал ему все, что знал о производстве черкесских музыкальных инструментов.

Зубер не только мастер по изготовлению шикапшин, но и музыкант-исполнитель. Он пишет стихи на черкесском языке, сочиняет музыку и участвует в этнических проектах. Также важным для него остается преподавание: он обучает детей и взрослых  игре на шикапшине.

Перейдем в мастерскую, она небольшая, занимает всего одну комнату размером в 15 кв.м. Здесь на стеллажах хранятся материалы для будущих инструментов, как готовые разделанные доски, так и необработанные чурки, порой случайно найденные по дороге. На самом деле шикапшину или апапшину нельзя делать из попавшего под руку куска дерева. Перед тем, как выбрать подходящий кусок, мастер проверяет нет ли на нем сучковины, трещин и прочих дефектов, чтобы при обработке дерево не треснуло. К тому же подбирается нужная фактура, Зубер следит за тем, чтобы на деталях полосы от годовых колец были симметричными, красиво выглядели на готовом инструменте.

Эта заготовка, которая вскоре станет корпусом шикапшины, изготовлена из груши. Деревянная заготовка для нее до этого сушилась несколько лет, не под солнцем и дождями, а при комнатной температуре, на стеллажах.

На этом фото две шикапшины. Обе сделаны Зубером. Нижняя представляет собой «старую» модель, сейчас она на починке у мастера, и как он сам говорит о ней, она не так хороша, как последние инструменты.

На этом стеллаже хранятся заготовки. Некоторые уже готовы к обработке, время других еще не подошло.

На этом фото можно видеть, две разные модели шикапшины. Корпус правого инструмента в будущем будет цельный (вместе с грифом), а ко второму инструменту гриф будет приклеен.

Нужной литературы по которой можно узнать все азы создания инструментов не так много, хорошо, что с советских времен остались книги, из которых можно почерпнуть знания.

Однако, как говорит Зубер, не каждый, кто когда-то выстрогал табуретку сможет сделать звучащий правильно инструмент. Для этого недостаточно быть столяром, нужно любить это дело, знать, что должно получиться в конце и иметь музыкальный слух.

В этой книге конечно не описано как создаются адыгские музыкальные инструменты, многие моменты мастеру приходится додумывать самому. Как говорит Зубер сколько б инструментов он не создал, невозможно привыкнуть к первому звуку нового инструмента.

На создание одной шикапшины может уйти несколько месяцев. Несмотря на внешнюю простоту, это совсем не простой инструмент: натяжение 1 струны — 15-16 кг,  дека толщиной около 2 мм, местами 3 мм. Шикапшина — тонкий инструмент, который может адаптироваться 3 месяца, пока строится звук. За все время мастером было создано до 100 инструментов, и ни один из них не залежался, все нашли своих хозяев.

Существует много технологий сборки, к каждому инструменту, свой подход, включая сорта дерева и их комбинации. Есть цельные и собираемые из многих деталей. Нельзя сказать какой вид дерева лучше, потому что все инструменты звучат по разному.

Если на переднюю деку взять к примеру вишню, то бока лучше взять из груши, на верхнюю деку взять ель, а если корпус из ореха, то лучше гриф делать также из ореха, и так далее. На звук влияют особенности подготовки древесины: сколько времени она сушилась, сушилась ли вообще и в каких условиях сохла. Можно взять ценную породу, 300-400 евро за одну доску и не получить никаких гарантий по качеству будущего инструмента, если не знать как сушили древесину. Буквально все эти детали влияют на звук, включая даже краску.

Свой элемент неожиданности есть в любом инструменте. Все получаются тембрально разными, несмотря на то, что делаются они практически идентичными друг другу.

В мастерской Зубера есть все нужные для производства шикапшины инструменты.

Количество заготовок говорит о том, что работы еще много.

Это кусок черного дерева, который славится своей прочностью. Из него делаются колки — держатели для струн.

На этом фото можно видеть части будущего инструмента: два бруска которые станут грифом, доска для деки и почти обработанный корпус.

Корпус зажимается струбцинами и из него выдалбливается все лишнее.

Здесь  уже практически готовые детали.

Можно сказать, что до рождения шикапшины осталось совсем немного.

Но сегодня мы не увидим завершающих штрихов создания инструмента, это делается без посторонних.

На последнем этапе производства «черкесской скрипки», как еще называют шикапшину, инструмент покрывается льняным маслом, а после высыхания лаком.

Так выглядит готовый корпус.

Здесь можно видеть как апапшины так и шикапшины с разными видами корпусов

А этот инструмент — пшынадыкъуакъуа был воссоздан по фотографиям из архивов. Сейчас никто точно не знает, как должен звучать этот инструмент, потому что уже нет тех, кто слышал в последний раз звуки этого инструмента. В качестве струн пробуются как конский волос, бараньи жилы, так и металлические струны предназначенные изначально для гитары. В принципе, для игры на ней могут подойти все виды струн, но как говорит Зубер, здесь нет «лучшего варианта», каждый музыкант выбирает то, что ему ближе.

На этом видео можно услышать как звучит шикапшина в руках Зубера

Спасибо что дочитали!

Источник

Опубликовано: 8 сентября 2018

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *