Как устроена квест-комната

Вы когда-нибудь играли в квест в реальности? Вы не знаете что это такое? Представьте себе, что вы потеряли носок и он никак не находится, то ли стиралка его зажевала, то ли домовой утащил, или ключ куда-то положили, и он тоже — раз и пропал. Особенно популярны такие квесты, когда выходишь на работу, отправляешься в поездку или куда-то опаздываешь, разные ситуации бывают, смешные и не очень. Но сегодня рассказ о таком виде квеста, который люди решают пройти добровольно, и даже платят за это деньги.

Сегодня в специальный репортаж о том, что такое квест в реальности, как он устроен, и что нужно для того, чтобы реализовать подобный проект.
Для того, чтобы выяснить, что это такое я отправился в квест «Monte Questo», где мне рассказали все тонкости устройства этого вида развлечения и детали доступные только тем, кто занят в этом бизнесе. Но сперва расскажем о том, откуда вообще взялся этот жанр. Его родоначальником является компьютерная DOS-игра 1994 года Noctropolis. Собственно же термин «Escape the room» был введён и популяризирован только в 2001 году после выхода игры MOTAS. Жанр стал общеизвестным благодаря свободно распространяемой онлайн — игре «Crimson Room» (2004) от японского разработчика Тошимицу Такаги а также её сиквелов.

Смысл игры заключается в том, что в комнате, где расположены различные предметы (мебель и т.п.) нужно найти всякие подсказки и ключи, для того, чтобы найти выход из комнаты. Так выглядит один из кадров игры. Я кстати помню, как увлеченно играл в нее несколько лет назад. Действительно интересно для тех, кто любит игры с загадками. У нее есть продолжение, и даже не одно.
1

Ну а потом, как это часто бывает, игра вырвалась из виртуального мира, чтобы воплотиться в реальности. Обычно игры имеют продолжение в мультфильмах, фильмах, сериалах, но в этот раз случилось не менее интересное событие, и квест остался квестом, но тут уже можно было все трогать руками, а не кликать двести раз мышкой по непонятным местам.
А это кадр из квеста «Viridian Room»
2

Первый реальный квест появился в 2006 году в Кремниевой долине США. Команда разработала сценарий, загадки головоломки основываясь на произведениях Агаты Кристи, и реализовала их в реальной жизни. Жанр стал набирать популярность во всех странах в мире, но вперед вырвались Япония и Китай. В Европе эстафету подхватила Венгрия, став первой в этой части света, откуда это направление стало развиваться по соседним странам.

В России этот проект впервые был реализован в 2013 году в Екатеринбурге и назвался «Квест-рум Улитка». Он не пользовался большой популярностью, вероятнее всего из-за сложности введения нового для рынка продукта, может по другим причинам. В итоге этот квест закрылся. Однако, в Москве поняли перспективность этого жанра и вскоре как грибы после дождя стали появляться квест-румы от различных компаний, как самостоятельных, так и франшиз.

Суть развлечения заключается в одновременном помещении группы людей (как правило, от 2 до 4) в изолированную комнату. Цель команды — за определенное время (как правило, 60 минут) выйти из комнаты. В зависимости от сюжета могут быть и второстепенные задачи, например, провести расследование, узнать подробности происшествия, выяснить личность преступника, собрать улики и т.д. Тем для сюжетов квестов — море, была бы фантазия.

В «Monte Questo», как и во многих подобных квестах в одном месте расположены сразу два квеста. Оба уникальны по сюжету и реализации. Первый называется «Забытая станция».
3

Перед посещением комнаты, игроки смотрят небольшой фильм, который рассказывает легенду о том почему люди оказались на заброшенной железнодорожной станции. Надо отметить, что ролик был специально смонтирован и озвучен в студии. В других квестах, которых я бывал все было гораздо проще — администраторы объясняют правила, предупреждают ничего не ломать и в бой. А здесь к делу подошли творчески — сделали ролик. Все выглядит правдоподобно, несмотря на то, что мне знакомо лицо вещающее с экрана. Кто вспомнит, откуда оно?
4

Внутри комнаты действительно стоит вагон! Это к тому же первый железнодорожный квест в России. В квестах сюжет комнаты зависит исключительно от фантазии сценаристов и организаторов. Первоначальные сюжеты были изолированными помещениями по своей сути, например, бункер, тюрьма, постапокалипсис, психушка, морг и т.д. Сейчас же, когда подобные сюжета исчерпались, все чаще и чаще сюжетами комнат становятся сценарии кинофильмов, сказки, нейтральные места.
5

На этой станции кстати, в отличие от других квестов слышны звуки настоящего вокзала — шум людского потока и объявления, предупреждающие о посадке на тот или иной поезд. Иногда в объявлениях можно услышать кое-какие подсказки. Выглядит такой антураж очень необычно.
6

Этот квест — самостоятельный проект, придуманный Григорием Погосяном, реализованный совместно с талантливым партнером Андреем Тимоничем. Как он рассказал, есть два пути развития подобного бизнеса — покупать франшизу и платить роялти (вознаграждение за использование патентов, авторских прав, франшиз), или придумывать все самому. Первый вариант предпочтительнее, потому что воплотить его легче и быстрее. Второй сложнее и затратнее, но он выбрал его, чтобы иметь творческую свободу, возможность придумать что-то свое, не похожее на других.
7

Как обычно, каждый квест наполняется различными предметами и аксессуарами, который подходят ему тематически. В этот раз это конечно же игрушечная железная дорога.
8

Несмотря на то многочисленные предупреждения игрокам быть аккуратнее, эти поезда постоянно терпят крушение. Игроки не верят, что тут ничего не спрятано, надо все обязательно проверить руками. Кстати, то, что в квесте постоянно что-то ломается — это уже в порядке вещей. посетители иногда действуют слишком грубо там, где не нужно применять физическую силу. Бывали случаи, когда просто выбивали дверь, вместо того, чтобы продолжать искать ключ.
9

А в этом чемодане явно что-то спрятано, но это можно узнать только после того, как найдешь код от замка. Мне его не сказали, но предложили прийти с друзьями, чтобы попытать счастья.
10

Но вернемся к тому, с чего начинается создание квеста. Знающие люди подсказали Григорию, что прежде всего нужно выбрать тему, приготовить список предметов, которые будут находиться в комнате, и придумать загадки. Все просто! Но это на словах. Григорий со своей первой командой в результате мозгового штурма выбрал темой квеста Шерлока Холмса. Были придуманы задачи, выбраны предметы, которые ассоциировались с этим героем и казалось, что почти все готово, но затем от идеи с Холмсом отказались и пришли к варианту с железнодорожной станцией.
11

Второй этап создания квеста — сбор денег на аренду подходящего помещения, ремонта и оборудования его техникой. Это было первым серьезным препятствием. Однако этот барьер был преодолен с помощью соцсетей. Григорий дал клич в фейсбуке — предложил любому желающему стать полноправным партнером проекта за 100 тыс.руб. и вскоре это дало результат. Минимум средств в 2 млн. руб. был собран. За свои вложения инвестор получает 2% в бизнесе, на ежегодные дивиденды выделяется 30% от прибыли, остальное вкладывается в развитие (маркетинг и разработку новых квестов). Маржа напрямую связана с уровнем посещения (ожидаемая 50-60%). Ожидаемая прибыльность за первый год — 8-11 млн. руб.
12

После того, как деньги были собраны, написали договор, по которому определялись доли, права и обязанности инвесторов. Затем создатели квеста приступили к поиску нужного помещения. Был рассчитан оптимальный размер для проекта: от 90 до 120 квадратных метров и проработаны остальные тонкости:
1) расположение около садового кольца, лучше ближе к бульварному
2) стоимость кв. метра в год до 13-14 000 рублей
3) ежемесячная оплата не более 120 тысяч рублей
4) арендные каникулы до 6 недель
5) возможность сделать ремонт по своему усмотрению
6) возможность обеспечить вход в помещение круглосуточно
7) отдельный вход приветствуется
8) желательно наличие большого числа помещений или возможности возвести стены

Как показала практика, такое помещение в Москве не так уж и просто найти. Но и эта проблема была решена — нашли подвальное помещение на улице Климашкина 26, в пешей доступности от метро 1905 года, что будет очень удобно для посетителей квеста
13

Если не брать в расчет ремонт и сайт, над которым начались работы, оставалась одна существенная задача: у квеста до сих пор не было своего имени. Как говорил капитан Врунгель из известного мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», потому к этой задаче отнеслись очень серьезно. Григорий опять собрал команду для мозгового штурма. В итоге придумали 10 вариантов названий, нужное из которых помог выбрать опрос в соцсетях, проект назвали «Monte Questo». Все-таки соцсети — великая вещь. А дальше была разработка логотипа, различные варианты которых вы видите.
14.

От идеи, до полноценного воплощения проекта в жизнь прошло чуть более полугода. Расходы составили 817 479 рублей от запланированных 1.4 млн.р. Оставалось сделать анонсы в соцсетях, различных ресурсах, применить вирусные ролики, разместить предложение на купонаторах (сайты, где можно купить посещение со скидкой) и в местах, где обитают потенциальные клиенты (молодежь) — антикафе, кинотеатры, игровые клубы и т.п. Это дало хороший эффект и клиенты появились.

15

Но создавая подобный проект, важно не забывать, что есть конкуренты. За полтора года существования реальных квестов, в одной только Москве появилось около 200 комнат, в которых были воплощены различные идеи. Опытные игроки в квесты уже подмечают различные детали, их трудно чем-то удивить. Потому в процессе работы над «Монте-Квесто» Григорий старался не применять уже избитые приемы (нахождение подсказок ультрафиолетом, кодовые замки и прочие), и найти свои собственные фишки, которые отличаются от других проектов. Особый упор он сделал на антураже, звуках, чтобы игрок полностью погрузился в историю.

На фото комната из второго квеста «Последний киногерой», который кстати, является единственным киноквестом в России.
16

Другой, важный момент в подобных проектах — игрок проходит комнату всего один раз, и он уже не вернется испытывать на прочность квест во второй раз. Потому среди квестов-румов существует негласная борьба за первого игрока, который придет, пройдет и расскажет своим друзьям и знакомым, что есть такой замечательный квест, который стоит посетить. «Сарафанное радио» имеет большее значение и эффект, а соцсети, в которых игроки делятся своими впечатлениями помогают увеличить этот эффект.
17

Учитывая, что игрок не придет во второй раз, создатели квестов в реальности делают две и более комнат на разную тематику, чтобы привлечь больше клиентов. Если сделать историю, которая держит игрока в напряжении всех 60 минут, которые отведены на прохождение квеста, то скорее всего ему захочется попробовать свои силы в прохождении второй комнаты и так далее. Хорошо, если у проекта есть несколько квест-румов и клиенту есть из чего выбирать. В любом случае нужно учитывать ошибки и слабости предыдущих комнат, чтобы не повторять их в следующих проектах, иначе игрок надолго уйдет к конкуренту.
18

Также очень важен качественный сервис — игроку должно быть комфортно в месте, в которое он пришел, а отношение персонала должно усиливать приятное впечатление.Выстраивать хорошее отношение к клиенту стоит больших трудов. В общем, не такое уж и простое это дело — организовать свой квест!
19

Сотрудники квеста следят за каждым шагом игроков и подсказывают в случае, если им сложно найти подсказку.
22

Пока Григорий рассказывал мне о всех тонкостях этого бизнеса, пришли очередные игроки, которые признались, что здесь они по совету друзей, и это не первый их квест. В «Monte Questo» прислушиваются к мнениям игроков, чтобы усовершенствовать квест, сделать его интереснее.
22

Теперь и вы знаете, что такое квест, и как он устроен. Я кстати, прошел три квест-рума и это знаете ли затягивает.
А вы бывали в таких местах? Что думаете о таких проектах?

Чтобы записаться на квест от «Monte Questo», просто ткни в фото.
23

 

Источник

 

Опубликовано: 14 июня 2016

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *