Как делают шоу на радиостанции "Рекорд". Репортаж из студии.
В августе радиостанции «Рекорд» исполнилось 20 лет! Самый первый эфир был 22 августа 1995 года. Но на формат танцевальной радиостанции «Рекорд» перешел только спустя два года после запуска. Сейчас же «Рекорд» — номер 1 среди радиостанций с танцевальной музыкой. Станция вещает все популярные виды электронной музыки на более чем 120 городов России. Добавьте к этому 4 миллиона человек, которые слушают интернет-радиостанции «Рекорда», и получится солидная аудитория!
Я побывал в святая-святых радиостанции — студии, откуда ведется трансляция музыки и голосов ведущих на всю огромную аудиторию. Не поверите, вот эта комнатка размером примерно 4*5 метров (а может и меньше) и есть студия популярнейшей радиостанции! Честно говоря, я ожидал обилие чего-то более пафосного, дорогого, блестящего. Но на деле обычный такой стол с полочками, обычное оборудование, коробка из под съеденной пиццы, да и люди оказались простыми и свойскими. И это, надо сказать, хорошо! Атмосфера душевности и теплоты — вот что я чувствовал все полтора часа, что находился там.
Но, давайте по порядку. На «Рекорде» я оказался благодаря двум ребятам, которых знаю давно, и которые знают меня. Это Кирилл Чобанов и Женя Руденко, более известные как клубный дуэт Magnit & Slider, ведущие радиошоу «Record Megamix» и «Record Club». Не слышали? Ну тогда, возможно, вы слышали песню Ивана Дорна «Бигуди», или его еще называют «Лова лова». Ребята сделали на эту песню ремикс настолько качественный, что он стал самым известным в творчестве самого Ивана и играл просто везде. Ну и с десяток других хитов, среди которых «Sunwaves», «Полетели в небеса», и совместный трек с Сергеем Шнуровым «Like».
Ребята пригласили меня на их эфир в радиошоу «Record Club», который выходит каждую среду с 22 до 23 часов. Я приехал к зданию, где находится радиостанция по адресу проспект Стачек, 105. Знаете, с чего началось то радиошоу у ребят? Нет, не со студии, а с ближайшего продуктового магазина :)
2.
Запаслись йогуртом и круасанчиками, идем в сторону здания. Попутно встречаем сотрудников радиостанции, ребята остановились, чтобы перекинуться парой слов:
3
Потом заходим в здание и оказываемся на проходной. Все как у всех! Сидит строгая женщина, которая не хотела пропускать меня без списка. За ней возится с проводкой электрик. На всякий случай позвонили и согласовали со старшими мой проход.
4.
Поднимаемся по лестнице на второй этаж:
5.
6.
Вижу перед собой длинный и узкий коридор с дверями:
7.
Эта буква R с которой все фоткаются :)
8.
9.
Длинный коридор заканчивается здесь, в маленькой переговорной:
10.
И вот, мы на студии! Время подходило к 22 часам, за пультом отжигали двое молодых людей. Позже выяснил, что это были Космо и Скоробогатый, тоже клубный дуэт и коллеги Кирилла с Женей:
11.
Стены студии увешаны большими полотнами, на которых напечатаны коллажи из фотографий с мероприятий «Рекорда». А их немало, начиная с первых типа «Колбасный цех» и заканчивая современными «Sensation» или «Трансмиссия»:
12.
Иногда здесь запускают живую видеотрансляцию того, что происходит на студии. Для этого тут стоит вот эта камера:
13.
Порой в студии становится совсем горячо, и в таких случаях спасает кондиционер. А красная лампочка с изображением микрофона загорается, когда включен микрофон в радиоэфир:
14.
Итак, с чего же начинается шоу Магнита и Слайдера? Да, впрочем, и всех остальных. С того, что они открывают страницу официальной группы в социальной сети VK, и постят туда новость о начале радиошоу:
15.
В это время Женя достает свой ноутбук с внешней многоканальной звуковой картой, подключает к DJ-микшеру, запускает Traktor и начинает играть микс в живой эфир. В студии он отвечает за музыку, но прислушивается к рекомендациям и советам коллеги.
16.
Кирилл же управляет главным эфирным микшерным пультом, запускает джинглы и рекламу, продолжает отвечать на сообщения в соц. сетях:
17.
Периодически ребята включают на общем пульте микрофон и обращаются к своим слушателям:
18.
Обратил внимание, что у ребят между собой полное взаимопонимание. Это было видно, например, по тому, что они согласовывают каждый выход в эфир, выбирая удачное время между треками и распределяя темы, которые будут говорить в микрофон.
19.
Давайте немного пройдемся по оборудованию и программному обеспечению, который используется в студии. Первое, на что я обратил внимание — это большой, 27-дюймовый монитор с запущенной программой DJin, или Джин. Эта платформа разработана для автоматизации радиовещания. Проще говоря — это программный микшер, который служит для удобного управления всеми вещами, нужными на радио. Здесь можно составлять и проигрывать плейлисты из музыки, запускать параллельно джинглы и рекламные ролики, планировать расписание вещания и прочие фишки. На «Рекорде» эта программа управляется, как минимум, с двух разных мест. Радиоведущие пользуются ей только чтобы запускать рекламу и джинглы (это такие короткие фирменные проигрыши с названием радиошоу). Остальное делает редактор эфира. Фраза на верхнем правом углу экрана — это его творчество, послание радиоведущим :)
20.
Примерно так выглядит интерфейс программы:
21.
В левом нижнем углу список из рекламных роликов, которые либо запускаются автоматически, либо их запускают радиоведущие. С рекламой в эфире есть нюанс, который заключается в том, что на Петербург идет один радиоблок, а на регионы другой. Рекламу, которая идет в регионы, петербужцы не слышат, и наоборот.
22.
По левую руку стоит вот этот маленький монитор, который показывает дату, время, и более важную информацию — уровень звукового сигнала. Основная шкала крайняя справа. Радиоведущие могут делать музыку тише или громче, но им необходимо следить, чтобы уровень был не выше красной линии. В противном случае звук в радиоэфире будет с искажениями:
23.
Но даже если громкость звука из студии зашкалит, то в радиоэфире громкость все равно будет на допустим уровне. Это заслуга оборудования, выполняющего функции лимитера и компрессора. Благодаря компрессору музыка, которая транслируется с радиостанций, имеет такой типичный плотный звуковой окрас. Обработка сигнала происходит в ЛРТПЦ (Ленинградский радиотелевизионный передающий центр) перед подачей на башню. На стойке ниже установлен телефонный гибрид Comrex DH22 и процессор эффектов TC Helicon Voicelive для микрофона:
24.
А это цифровой вещательный пульт Axia Powerstation:
25.
На большой микшер выведены три студийных микрофона и канал с музыкой. Когда это необходимо, ведущие кнопкой включают нужные микрофоны, делают музыку потише и говорят в эфир. Насколько я понимаю из иконок на кнопках, к этому микшеру также можно вывести студийный телефон, на который звонят слушатели, чтобы что-то сказать в прямом эфире. Например, чтобы принять участие в конкурсе или поздравить кого-то.
26.
Слева от большого студийного монитора стоит компьютер с запущенным браузером, на котором открыта страница с группой в VK, где диджеи прямо в процессе трансляции переписываются с участниками группы радиостанции.
27.
Там же открыт портал, где отображаются SMS-ки, присланные на короткий номер 1063 (по аналогии с частотой 106,3FM в Питере). SMS-ки нынче приходят не так часто, как было несколько лет назад, общение переходит в социальные сети.
28.
Ребята выписывают на бумажку города, жители которых пишут онлайн в группе и по SMS. А потом зачитывает в эфир приветы и благодарности жителям этих городов:
29.
Ну и самое главное в студии, наряду с микрофонами — это место ди-джея. Радиостанция танцевальная, и аппаратура здесь стоит соответствующая музыкальному формату. На нижней полке два CD-проигрывателя Pioneer CDJ-2000 nexus, а между ними DJ-микшер Pioneer DJM-900 nexus. Если вы не знакомы с культурой клубного диджеинга, то знайте, что компания Pioneer производит крутейшее и самое продвинутое оборудование для диджеев. А виниловые проигрыватели Technics-1210, которые стоят на полке выше, можно с полным правом назвать легендой в мире диджеев и мастеров винилового скретча. Эта серия надежных и простых проигрывателей выпускалась аж с 1972 года, и сохранила свой внешний вид до 2010 года. Тогда Panasonic, владеющий брендом Technics, объявил о прекращении выпуска этих полюбившихся всем без исключения устройств. Ценители клубного винила были против, и начали собирать подписи в группе Фейсбука на петицию о продолжении производства этих проигрывателей. На данный момент петицию поддержало более 23 тысяч человек. А пока фанаты винила покупают эти неубиваемые Техниксы с рук, ибо новые они стоят нереальных денег — более 100 тысяч рублей за экземпляр.
30.
Вот так незаметно прошел час в студии, который был отведен на микс Магнита и Слайдера. После чего в эфир запустили следующего героя — проект Al Bizzare, только уже в записи.
31.
Перед уходом из студии Кирилл показал мне несколько помещений. Например, в соседней комнате, в теплой и домашней обстановке, сидит редактор эфира, который составляет плейлист в эфир — треки и миксы в записи, живые выступления в студии и рекламу:
32.
За ним на стене висит монитор, показывающий картинку с компьютера, с которого идет трансляция по каналам интернет-радио. А их немало, и на каждом играет свой стиль музыки. Причем, что примечательно, без рекламы! Берите на заметку.
33.
Еще из примечательного, что попалось мне на глаза — вот эта фотография. Знатоки истории радиостанции наверняка найдут тут несколько знакомых лиц:
34.
Живой уголок радиостанции:
35.
Большая часть помещений была закрыта. А жаль, было бы клево сделать полноценный репортаж, как я делал в студии компьютерной анимации «Петербург», где делают «Смешариков».
36.
Зашли в гости к новенькой сотруднице радиостанции, которая генерирует идеи для мероприятий Рекорда. Задержалась допоздна, ибо много работы:
37.
38.
И заглянули в небольшой опен-спейс, где сидят сотрудники, занимающиеся ивентами.
39.
У выхода, неожиданно, наткнулся на Филлипа, более известного как DJ Feel — диджея номер 1 в России по версии авторитетного портала dj.ru и ведущего радиошоу «Трансмиссия» здесь же, на Рекорде. С Филом мы тоже знакомы довольно давно, еще с локальных вечеринок в небольших клубах Питера в начале 2000-ых. В этот день у него не было эфира, просто заскочил по делам.
40.
Надеюсь, вам было интересно увидеть радиостанцию изнутри и узнали что-то новое. Если у вас возникли вопросы к ребятам по поводу радиостанции и их шоу — не стесняйтесь, задавайте, переадресую им и отвечу.