Реставрация автобуса ЗИС-8

Спасли от неминуемой гибели уникальный по сегодняшним меркам экземпляр автобуса

Итак, отработав более 20 лет, пройдя через несколько капитальных ремонтов, довоенный ЗИС-8 все-таки был списан. Точный год списания установить не удалось, однако известно, что во всяком случае в последнее время он на городских маршрутах не работал, а был служебной развозкой на одной из Ленинградских нефтебаз. После списания его забрал к себе на дачный участок один из работников нефтебазы.

Автобус был притащен на жесткой сцепке (которая, кстати, сохранилась — но об этом позже) на берег озера Глубокого, под Выборг. Постепенно его обшивали, делали пристройки, и со временем стало довольно трудно догадаться, что это вообще автобус. Внутри установили печку и сделали перегородку — получилось целых две комнаты! И в нем… жили! Да, просто жили, отдыхали на берегу озера!

После осмотра шасси автобуса стало ясно — экземпляр однозначно стоящий, сохранить его безусловно нужно, просто необходимо! Ведь даже если кузов сильно переделан, а может быть вообще не имеет отношения к шасси — даже просто самих рам длиннобазных рам ЗИС-11 во всей стране осталось менее 10 штук!

Почти на дороге…

После успешной операции по эвакуации автобуса коллектив приступил к детальному изучению аппарата. Все еще не было ответа на главный вопрос — что же это за кузов? На этот вопрос не ответить просто так, без дополнительного материала и изучения темы, постараюсь кратко описать суть проблемы.

Когда стали разбирать салон изнутри, «выплыл» даже родной щиток приборов с родным манометром. В общем, самое главное было сделано — поставлены цели и задачи — восстановление автобуса ЗИС-8 1935 года выпуска! Дело осталось за малым — реализовать намеченное…

К сожалению, очень мало фотографировали процесс восстановления шасси. Прошлого не вернешь, переснять процесс восстановления не получится… Но хорошо хоть такие снимки остались.

Шасси после покраски. Скоро очередь дойдет и до мотора.

Параллельно с реставрацией и сборкой шасси ЗИС-8 команда занималась восстановлением силового агрегата. Нам достался довольно приличный по состоянию двигатель 1941 года выпуска. Забегая вперед скажу, что это — «временный» двигатель, ибо он не соответствует году выпуска автобуса. Родной мотор для автобуса 1935 года имеет некоторые существенные отличия, главное из которых — у блоков до 1938 года выпуска нет крышки водяной рубашки. Есть и другие различия, но о них я расскажу позже, когда закончим реставрацию «правильного» для этого автобуса двигателя — а она между прочим идет в режиме реального времени!

Коленчатый вал наплавили, отшлифовали, блок и шатуны залили баббитом по «дедовской» технологии, затем расточили на станке в нужный размер (под колено). Сейчас очень мало кто берется за такую работу, хотя еще 30 лет назад подобные операции элементарно делали практически в любой мастерской. Прогресс говорите? Это как посмотреть… Многие полезные навыки ремонта сейчас УВЫ — но утрачены навсегда. Очень больших усилий стоит освоение технологий прошлого с применением современного оборудования.

Масляный фильтр двигателя ЗИС-5. Любопытная подробность — фильтрующий элемент — войлочные кольца. И в данном случае не преувеличением, а именно фактом, будет рассказ о том, что шофер мог вырезать эти кольца из старого валенка.

Готовое изделие — левый борт автобусного кузова. 1935 год.

Рама автобусного кузова кузова. Наиболее простая в изготовлении часть, работа довольно грубая. Важно правильно подобрать древесину, чтобы сучек не попал в места стыков.

Крыша. Наиболее сложная и ответственная деталь кузова. Самым лучшим и опытным мастерам доверялось изготовление крыши. Мы пошли другим путем — для того, чтобы наш кузов не был похож на «шкаф из Икеи», мы пригласили не профессиональных плотников, а людей, знающих лишь азы плотницкого дела, и, что самое главное — имеющих огромное желание сделать каркас кузова именно таким, каким он и должен быть. Впрочем, о самом кузове — в следующем разделе, нужно сначала закончить с рассказом про детали.

Заготовленные листы примеряются на кузове. Между ними должен быть зазор — 3-4 мм. Поскольку деревянный каркас кузова во время движения испытывает всевозможные нагрузки — необходимо исключить возможность деформации листов наружной обшивки. Для этого и служат зазоры, которые в дальнейшем закрываются полосой.

Изнутри борта автобуса обшиты фанерой, которая оклеивается коричневым или черным дерматином. Фанера, которой обшит центральный «фонарь» крыши, оклеивается материалом белого цвета.

Окончательно установленный на раму кузов в процессе финальной обшивки металлом

Восстановление Лайнера завершилось, как и планировалось, к весне. Однако автобус не был готов полностью — сидения мы обтянули кожзамом современного производства (довоенного образца дерматин в нужном количестве был найден позже), бампера черные, не хромированные, облицовка радиатора не подходящая к году выпуска автобуса. Однако все работы по технической части были завершены, появилась необходимость обкатать машину

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *