Как белорус воплотил свою автомобильную «Фантазию» в жизнь

Белорус Борис Каравкин в 1968 году приступил к постройке своего автомобиля, спустя пять лет машина была готова. Мастер назвал его “Фантазией”.

В 70-х годах машина выглядела не хуже серийных автомобилей того времени, а в чем-то даже и выигрывала у них. У автомобиля имеются сдвижные двери, элегантная пологая линия крыши и широченные задние стойки с воздухозаборниками.

Знакомьтесь: Борис Иосифович Каравкин, художник. В 1968 году приступил к постройке своего автомобиля, спустя пять лет машина была готова. По всему видно, что рисовал машину действительно художник, – дизайн ” Фантазии” получился очень интересным.

— Я еще в детстве занимался в авиамодельном кружке, работал модельщиком, токарем, фрезеровщиком, слесарем. То есть навык есть, руки “приделаны” как положено. Опыт конструирования тоже был: приятель предложил сделать аэросани – у нас получилось. Как-то уехал в командировку, а когда приехал, друг уже построил себе машину. Я увидел и тоже загорелся. У многих машины были, мне тоже очень хотелось иметь свою, но очереди были такими, что можно было и не дождаться. Десять лет собирай деньги, жди очередь. Нет, терпения моего не хватило.

Было решено построить свой автомобиль. Все началось с зарисовок и чертежей, затем конструктор создал модель в масштабе 1:10. К сожалению, модель не сохранилась, зато сохранилась проектная документация, которую также необходимо было предоставить в ГАИ.

— Начал думать, мыслить, рисовать. Вначале хотел использовать стеклопластик, даже приобрел “эпоксидку”. Потом все же решил, что в металле машину технологически будет выполнить проще. В то время я работал в МВИЗРУ (Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище. – Прим. авт.), начальство пошло мне навстречу и выписало стальные уголки и алюминий. И цех там тоже был свой. А вот с автомобильными деталями было сложнее. В магазине на Логойском тракте запчасти было достать сложно, поэтому я им несколько лет рисовал стенгазету и рекламные плакаты. Я им свой художественный талант – они мне продавали запчасти вне очереди. И началась работа. Супруга встретила идею хорошо, она же мне и помогала в процессе постройки. Отпусков у нас в тот период не было, после работы пропадали в мастерской – хотелось поскорее закончить. Если бы не дефицит запчастей, времени на постройку ушло бы гораздо меньше.

Над названием тоже нужно было поразмыслить. Друзья и знакомые предлагали свои варианты: “Искра”, “Мечта”, “Старт”…

— Даже сотрудники ГАИ, когда оформлял самоделку, советовали: мол, назови “Белорусочкой”. В итоге мать предложила назвать машину “Фантазией”, мне понравилось – так и назвал. В 1974 году удалось поставить автомобиль на учет, а до этого год ездил с самодельными регистрационными знаками “ПРОБА” – вопросов у инспекторов не возникало. Первое время вокруг самоделки собирались толпы: схожу в магазин, выйду – к машине не подойти. Все думали, что это какая-то новая модель. Потом вроде бы минчане привыкли, но все равно моя “Фантазия” вниманием не обделена до сих пор.

Владелец во время нашего разговора то и дело возвращался к внешнему виду машины. В то время дизайнерские изыски ограничивали жесткие требования Госавтоинспекции к самодельным автомобилям. Эти требования, к слову, вышли в 1968-м, как раз в год начала постройки автомобиля. Согласно им габаритные размеры “самоделки” не должны были превышать 3,5 м в длину, 1,5 м ширину и 1,45 м в высоту. Борис Иосифович не смог уложится в первый габарит.

— Единственное, что я не выполнил из требований ГАИ к самодельным автомобилям, – сделал машину на 25 синтиметров длиннее. Иначе бы она просто не смотрелась: была бы такая куцая, обрезанная. И сзади места было бы явно недостаточно. Получилось так, что одновременно со мной в ГАИ приехал еще один товарищ на самоделке. Его творение сотрудники явно не оценили, на фоне второй машины мой автомобиль выглядел как серийный… В широких задних стойках была не эстетическая, а техническая необходимость. Ведь вначале двигатель у меня стоял сзади, от “запорожца”. Ему необходим хороший обдув, а стойки выполняли роль воздухозаборников. Да и прочность кузова в этом случае выше. Тогда ведь была эпоха ракетостроения, я работал в МВИЗРУ, был связан с ракетами, поэтому захотелось сделать именно так. Что касается сдвижных дверей, чтобы исключить провисание петель, решил сделать такую конструкцию.

И пусть в дизайне автомобиля угадываются некоторые детали от различных советских машин, все же в большей степени эстетическая составляющая создана руками владельца. Самодельный автомобиль тем хорош, что создается с учетом личных потребностей. Так, в “Фантазии”, например, “бардачок” не только освещается, но еще и снабжен выключателем освещения. Ведь владелец сам знает, когда ему свет в “бардачке” нужен, а когда нет. Еще из приятных мелочей отметим два плафона: над передним рядом сидений и над задним. Неоспоримое преимущество салона – отменная обзорность. Парковку облегчает и несколько смещенное вниз заднее стекло: сдавая назад, можно увидеть расположенные низко предметы, в том числе вовремя заметить маленьких детей.

Но есть еще кое-что, что не мог в то время предложить советский автопроизводитель.

Увидев то, что вы видите на фото выше, мы с фотокорреспондентом почти одновременно воскликнули: “Multivan!” Кресла поворачиваются на манер известного микроавтобуса премиум-класса. К сожалению, не до конца: машина проектировалась как заднемоторная, а при перенесении двигателя вперед интерьер обзавелся высоким туннелем, который мешает креслу разворачиваться на 90 градусов. Но какова идея!

Про сдвижные двери мы уже говорили. Между прочим, они оснащены механизмом поднятия и опускания стекол, а чтобы открыть дверь изнутри, нужно нажать на специальную кнопку в полу кузова. Вкупе с небольшой шириной машины это становится неоспоримым преимуществом на автомобильной стоянке: можно протиснуться в любую щель и открыть дверь, не опасаясь ударить ею соседний автомобиль. Ничего не напоминает? Правильно, автомобиль Peugeot 1007, который пошел в серию в 2005 году, тоже имеет сдвижные двери. Не у нашей ли самоделки была позаимствована идея?

Кузов имеет рамную конструкцию. Отсюда и прочность, и возможность установки различных двигателей. Но, несмотря на небольшие габариты автомобиля, весовые характеристики “Фантазии” из-за рамы оказались приближенными к “жигулевским”: снаряженная масса 1030 кг, полная – 1600 кг.

— Некоторые технические неувязочки все же есть, – говорит конутруктор. – Например, каркас стальной, а обшивка алюминиевая. А сталь с алюминием, оказывается, не дружат – в местах, где они “контачат”, краска плохо держится…

Первоначально двигатель и трансмиссия была установлена от “запорожца”, автомобиль имел заднемоторную компоновку. Спустя некоторое время в требованиях ГАИ к самоделкам были разрешены двигатели объемом более литра. И Борис Каравкин установил “жигулевский” мотор объемом 1,2 л и мощностью 64 л.с. Четырехступенчатая коробка передач также переехала с “жигулей”. Силовой агрегат теперь разместился спереди, привод же остался задним – автомобиль приобрел классическую компоновку.

— Между “запорожским” и “жигулевским” был у меня двигатель от Skoda объемом литр. Прекрасный агрегат, но в то время не было к нему запчастей, надоело растачивать, подгонять не “родные” детали. Смягчились правила ГАИ – тут же приобрел “жигулевский” двигатель. Когда приехал в ГАИ в связи с модернизацией, сотрудники у меня потребовали сделать расчеты: определить нагрузки по осям, центр тяжести и т.д. Оказалось, что запас прочности конструкции у меня получился больше, чем у стандартных отечественных автомобилей того времени!

Теперь багажник оказался сзади. Его объем мог быть больше, форма – удобнее, а погрузочная высота – ниже. Но владельцу хватает и такого багажного отделения. Зато практично! Ведь, по сути, тип кузова – хэтчбек. Его можно определить и как двухдверный универсал – кому как нравится. Заднее сиденье снимается – получается приличное пространство для перевозки габаритных вещей. Еще одно любопытное техническое решение: пол сзади разбирается – получить доступ к задней подвеске можно прямо из салона.

Передняя подвеска самодельная, но ее конструкция построена по типу McPherson. Задняя осталась от “запорожца”.

— До McPherson спереди стояла “запорожская” подвеска: два торсиона, рычаги… Она была достаточно жесткой, места много занимала. С этой же современной конструкцией все намного проще. Машина у меня постоянно модернизируется, ведь по ходу во все вникаешь, смотришь, сравниваешь и улучшаешь.

Удалось и нам испытать “Фантазию”. Ощущения от автомобиля – как от серийного ВАЗ-2101: очень эластичный и довольно бодрый движок, несмотря на его малообъемность. Отметим также четкость переключения передач, ходы кулисы небольшие. А вот руль тугой и неинформативный, но ведь это самодельный автомобиль, в целом он едет вполне по-серийному!

— Все думаю установить гидроусилитель руля, ведь, согласитесь, очень непросто этот руль крутить, – говорит во время поездки Борис Иосифович. – Откуда позаимствовал рулевое, уже и не вспомню. Акустический комфорт тоже не на высоте. Рассчитано ведь на то, что двигатель сзади, но когда он переехал вперед, слышно его стало очень хорошо.

— На сегодняшний день пробег автомобиля составляет 290.000 километров, – продолжает рассказ владелец. – Были в его истории и поломки, и аварии, и многочисленные модернизации. Перекрашивал “Фантазию” уже три раза. Зимой старался хранить в гараже, но в разные периоды использовался автомобиль весьма активно. После зенитного ракетного училища занимался декоративным оформлением фасадов зданий и интерьера, ездил на работу и обратно, по городам Беларуси на различные объекты. Также участвовал в нескольких пробегах самоделок, в том числе и по всем областям Беларуси в 1987 году. На что-то сменить его желания у меня никогда не возникало. Эта машина – любовь всей жизни.

Источник

Опубликовано: 14 мая 2017

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *