Зачем самолетам такие носы?

На носу самолёта может быть расположен винт или воздухозаборник. А чаще всего нос современного самолёта прикрыт обтекателем. Его форма продиктована соображениями аэродинамики и не предвещает никаких сюрпризов. На носу может разместиться застеклённая кабинка штурмана, но чаще всего там прячется боевой или метеорадар.
Но иногда особые требования рождают крайне замысловатые инженерные решения. Модификации носовых частей особенно бросаются в глаза.

Вот например Boeing-727, переделанный оружейной компанией Raytheon. В его странном носу расположены датчики (какие конкретно узнать не удалось). Из-за узнаваемой формы является желанной добычей споттеров.

Нос

А вот самолёт оборудованный системой IAI Phalcon — израильский вариант AWACS:

1201682046_10030000

Кому-то явно понадобился радар помощнее.
Или Boeing EC-135 «Утконос» для космической связи NASA:

ec18_01

Под обтекателем поворотная спутниковая тарелка. Такие летающие радиостанции обеспечивали связь с Апполонами и Скайлэб над океанами.

На таком фоне радар А-60 выглядит довольно скромно:

1927948

Самолёт на базе Ил-76 интересен сам по себе — он несёт на борту прототип мощного лазерного оружия. Правда носовой радар к лазеру относится косвенно — это только система наведения. Сам лазер прикрыт створками на спине.
Ну и раз уж зашёл разговор про лазеры, встречайте американский YAL-1 на базе Boeing-747:

Yal-1_Boeing

У этого перехватчика баллистических ракет на носу расположилась именно система фокусировки лазера. Турель может поворачиваться в разные стороны, обеспечивая широкий угол обстрела.
Этот С-130 Hercules получил на нос усы:

Крюк

Это захват эвакуационной системы «Небесный крюк». Самолёт цепляет носом нейлоновый трос, поднятый небольшим гелиевым аэростатом, и подхватывает с земли груз (а то и пассажира). Затем трос наматывается лебёдкой и какими-то ухищрениями экипажа груз втягивается в самолёт. Неординарная система засветилась на большом экране в «Шаровой молнии» и «Тёмном рыцаре».
Ну а более всего, на мой взгляд, досталось от жизни этому Як-40, переделенному чехами в стенд для испытаний турбовинтового двигателя:

Yak40-ok-020-flight-research-institute-czech-praha-kbely-lkkb

Вот такой парад уродцев) Но, надо отдать должное, честно выполняющих свою работу.

Источник

Опубликовано: 9 октября 2014

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *