Каким могло стать московское метро в начале ХХ века

Первые станции московского метро появились в середине 1930-х годов. Но строительство метро в Москве могло начаться значительно раньше. Уже с конца 19 века Московская Дума вынашивала планы строительства метро в городе. Когда в Париже в 1900 году торжественно открывали первую ветку метро, туда были отправлены российские инженеры перенимать опыт. В начале 1904 года была проведена выставка проектов, представленных на конкурс московского «метрополитэна». Почти все авторы проектов полагали, что городу нужна окружная ветка с радиусами в центр и центральный метро-вокзал, главный пересадочный узел.

метро1902
Один из проектов центрального вокзала метро на Васильевском спуске, «вписанный» в городскую среду. Художник Н.Н. Карамзин


Из предложенных проектов городская Дума выделила два: А.И. Антоновича с соавторами и более помпезный и дорогостоящий П.И. Балинского и Е.К. Кнорре. Антонович предлагал строить круговую ветку примерно в границах Камер-Коллежского вала и четыре радиуса:
1.Тверской: через Театральную площадь, Петровку, Страстной бульвар по Тверской до Петровского парка (современный район Динамо);
2. Покровский: через Ильинку, Покровку, Земляной вал, мимо трех вокзалов в Сокольники и Черкизово;
3. Замоскворецкий: через Москву-реку, Озерковскую набережную, Серпуховку до Даниловского монастыря;
4.Арбатский: по Арбату через Смоленскую площадь, Плющиху, Большую Царицынскую (ныне Пироговскую) улицу до Новодевичьего монастыря.
Радиусы должны были объединяться в две линии: Тверскую-Замоскворецкую и Арбатско-Покровскую. Рядом с Красной площадью на Васильевском спуске планировалось возвести центральный метро-вокзал.

метро1902.2

«На днях, — писали газеты летом 1902 года, — в московское городское управление поступил от гг. Кнорре и Балинского многомиллионный проект с чертежами по устройству в Москве усовершенствованных, вне уличных, путей сообщения, которые должны состоять из воздушных и подземных электрических и паровых трамваев. Стоимость проектируемых трамваев по предварительному подсчету должна доходить до 100 миллионов рублей»

«Императорское Московское Археологическое Общество, по подробном и всестороннем рассмотрении данных, представленных Московскою Городскою Управою, согласно ходатайства Общества, по проекту внеуличных дорог большой скорости, пришло к нижеследующему заключению. Проект гг. Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям, для которых Москва является по святыням, по историческим воспоминаниям и древним сооружениям глубоко чтимым памятником. Необъяснимое отношение к святыням при осуществлении всего проекта выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним туннеля и в том, что не пощадил проект также церквей: Св. Николая Мясницкого, Св. Флора и Лавра, Иоанна Предтечи на Малой Лубянке, Введения Божьей Матери на Лубянке, Св. Георгия, что на Красной горке, Св. Николая в Гнездниках, Воскресения в Брюсовом переулке, Успения в Газетном переулке, Св. Николая Москворецкого. Все эти храмы, основание которых восходит в XVII и даже XVI вв., подлежат по проекту Балинского и Кнорре отчуждению и сломке. Другие храмы, как, например, церковь Трёх Святителей у Красных ворот, Николая Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, ввиду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмам на расстояние трёх аршин, умалятся в своем благолепии. Особо чтимая святыня, икона Боголюбской Божей Матери, находится на древней башне у Варварских ворот, на площади, где в день праздника иконы собираются десятки тысяч народа. Проектируемая эстакада перерезывает это место площади и подходит почти непосредственно к часовне. К ограде Страстного монастыря и трапезному монастырскому храму примыкает вокзал вышиной до 7 саж., что совершенно недопустимо. Красная площадь и местность, прилегающая к Покровскому собору, имеющие особое историческое значение, обезображиваются видом громадного центрального вокзала и примыкающих к нему путей…»

Вероятно, именно этот проект и был бы реализован, но через несколько месяцев началась война с Японией, помешавшая планам строительства. Не успела завершиться война — разразилась революция 1905-1907 годов, и на улицах Москвы развернулись баррикадные бои… Когда все успокоилось и нормализовалось, городская Дума вернулась к планам строительства метро. Были заново собраны деньги, скорректированы проекты и… началась Первая мировая война. Потом революция, Гражданская война, голод, разруха… Только во второй половине 1920-х годов уже при новой власти о метро вспомнили и начали работу заново.

 

Источник

Опубликовано: 20 сентября 2014

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *