Как защищают Петербург от наводнений

Т.н. в просторечии «Дамба» является на самом деле целым комплексом сооружений, состоящем из одиннадцати участков собственно дамбы, шести водопропускных сооружений, двух судопропускных сооружений, под одним из которых проложен автомобильный тоннель. Начато строительство комплекса с 1979 года. С 2011 он введен в строй и с тех пор несколько раз срабатывал во время сильных западных ветров.
В тему очередного вчерашнего «закрытия дамбы» показываю как выглядел комплекс летом 2012 года.

Общая схема КЗС:

Судопропускные сооружения

Начну с судопропускного сооружения СПС-2. Оно расположено к северу от острова Котлин и является вспомогательным. Большие суда по нему не ходят.

Вот судоходный канал шириной 110 метров и глубиной 7 метров. Обычно здесь никто не плавает. Но если возникла какая-то неисправность с основным каналом, то при необходимости сюда можно напрвить корабли, да к тому же еще и поднять мост на высоту 25 метров вместо нынешних 16-ти. Подъем пролета СПС-2 для пропуска высоких судов — это единственная ситуация в работе КЗС, при которой разрывается движение по кольцевой автомобильной дороге:

Сооружение это называется судопропускным, поскольку может пропускать суда, а может и не пропускать. Вот эта конструкция имеет на дне канала бетонный паз с затвором. Затвор при необходимости поднимается, перегораживая путь нагонной волне из Балтики, ну и, как следствие, всем судам тоже:

Картинка, на которой показан поднятый затвор:

А так это сооружение выглядит с обратной стороны:

Основной же Морской судоходный канал проходит через СПС-1, расположенное к югу от острова Котлин:

Здесь есть такие крутые механизмы, как гигантские поворотные створы, перегораживающие путь воде:

Вот эта огромная штука над головой — рама створа:

Один конец затвора закреплен на шарнире:

А второй конец держит батопорт — плавучую створку:

Сейчас батопорт мирно покоится на своём месте:

При необходимости же перекрыть канал, вот эти шлюзы откроются:

И доковая камера, в которой находится батопорт, заполнится водой, отчего батопорт всплывёт:

Всплывший за счет полого батопорта затвор можно будет вытолкнуть в канал при помощи толкателя:

В качестве привода используется специальный локомотив:

По этим кабелям в створ поступает электричество, позволяя специальным механизмам либо заполнить водой батопорт, чтобы уложить затвор на дно, преградив воде путь. Либо наоброт — выкачать воду, чтобы батопорт всплыл, а завтор можно было водрузить на место:

Вид из-под рамы от шарнира в сторону батопорта:

А вот сам главный Морской канал шириной 200 метров и глубиной 16 метров. К сожалению, за то время, пока я тут был, ни одного крупного судна через него не проследовало, хотя по статистике тут проходит по одному крупному кораблю каждые 15 минут. На том берегу виднеется точно такой же затвор:

Водопропускные сооружения

Два судоходных канала имеют общую ширину около 300 метров. Если всё остальное пространство КЗС представляло бы собой обычную дамбу, то вода в Невской губе застаивалась бы и постепенно превращалась в болото (что уже начало частично происходить, пока отрезок между Кронштадтом и Горской представлял собой просто насыпную дамбу).

Чтобы Маркизова лужа не превратилась в Маркизово болото, на комплексе построили шесть водопропускных сооружений общей протяженностью 1800 метров. Вот эти участки КЗС с пилонами — это они и есть:

Когда вы едете по такому участку дороги, то вы едете не по дамбе, а фактически по мосту. Каждое водопропускное сооружение имеет 10 либо 12 пролётов, через которые вода свободно проходит из Невской губы в Финский залив и обратно (в зависимости от направления ветра):

Если же дамбу нужно закрыть, то сверху в пролёт спускается многотонный затвор. Двигают им вот такие гидравлические механизмы, верхняя часть которых спрятана как раз в этих вот декоративных пилонах:

На сами затворы можно посмотреть на специальной площадке, где сгружаются экземпляры, отправляемые в ремонт. Высота у них разная, поскольку глубина залива везде разная, а вот ширина у всех по 24 метра:

В общем, сооружение весьма масштабное:

А чтобы выйти и вот так посмотреть на шлюзы изнутри, нужно пройти по длинному темноватому коридору, где всегда пахнет машинным маслом от гидроприводов с рабочим давлением до 140 атм.:

Тут же помещение с электронным оборудованием. Вот шкафы с силовой электроникой:

Состояние силовых выключателей:

Это, судя по всему, шкаф с центральным контроллером:

И прочая модульная автоматика. Всю аппаратную часть поставила фирма Siemens. Весь софт написан российскими программерами:

Тут же на рабочем месте оператора можно посмотреть, что делается в шлюзах:

А заодно — и что делается наверху:

Центральная диспетчерская

А вот в центральной диспетчерской монитора уже не два, а гораздо больше:

И вообще, это светлое и просторное помещение:

Тут экраны с видеокамер всего комплекса:

Если вы едете по КАД через Финский залив, помните — за вами следят:

Впрочем, за теми, кто следит за вами, тоже следят. Это видно по камерам на стенах помещения:

Инфо-центр

В том же помещении, где находится центральная диспетчерская, расположен информационный центр. Тут должен находиться местный музей, который в 2012 был совершенно в зачаточном состоянии, и не имел ничего, кроме нескольких плакатов с фотографиями строительства комплекса и схемой сооружений. Из экспонатов стоял только один макет, то ли земснаряда то ли еще чего-то (он пока не подписан):

Пока я был в инфоцентре, по главному судоходному каналу прошествовала яхта-катамаран:

Кольцевая автомобильная дорога

Как известно, дамба является частью Петербургской КАД и позволяет пересекать посуху Финский залив через Кронштадт:

Часть дороги проходит по тоннелю под судоходным каналом, чтобы проходящие суда и автомобильное движение не пересекались:

Впереди самое глубокое место — 24 метра под уровнем моря:

Ну а на наружных частях комплекса ограждения имеют вид декоративных решеток на гранитном основании, чтобы подчеркнуть, что КЗС — это еще и архитектурное сооружение, а не просто какая-то «дамба»:

Источник

 

 

Опубликовано: 30 июля 2016

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *