Как выдувают стекло

Я бывал в различных мастерских и на различных заводах, видел как делают варенье и металл, видел как ловят рыбу в промышленных масштабах, и как проверяют коноплю, а вчера я побывал в удивительном месте — в мастерской художественного стекла. Егор — мастер-стеклодув устроил для блогеров Петрограда сообщества экскурсию в свою мастерскую, где он с нуля создает замечательные и красивые вещи, которые любой желающий может под его руководством сделать.

1. Полнейшее надувательство!

Наше знакомство с Егором началось с небольшого вступительного слова мастера. Он нам поведал, что он самоучка, учился на видео из интернета, какой-то отечественной литературы по стеклу как таковой нет, поэтому приходилось изучать западную. С русскими мастерами из академии Штиглица, например, тоже общение не сложилось, т.к. те старперы считают, что если возьмут его на работу или на учёбу к себе, то он все секреты ремесла у них выведает и убежит создавать свою фирму, тем самым создаст им конкуренцию. В итоге, Егор не сложил рук и не уехал на Запад, как многие могли бы сделать, а получив несколько уроков на практике от преподавателя художественного ВУЗа, затем своими руками начал творить, создав 3 печи и подготовив всю необходимую базу.

2. Основа — это стекло, разумеется. Егор закупает американское, т.к. цветов полно, оно качественное, а в России всё с этим сырьем плохо, его мало и не достать. Стекло закупается либо в виде подобных листов-пластин, либо в форме кубиков, что в принципе всё равно, ведь в печи всё растапливается.

3. Печи — это, пожалуй, самая важная составляющая процесса. Их должно быть минимум три: стеклоплавильная, в которой поддерживается температура ~1100 градусов по Цельсию, печь для подогрева заготовок, а также опечек для остужения готовых изделий.

4. Все 3 печи электрические, настраиваемые вот этим простеньким щитком. Кстати, мастерская находится в здании Союза художников, и это круто. Помимо этой стекольной мастерской там есть еще и другие.

5. Печь «кукушка» получила свое название за раздвижные створки, напоминающие скворечник))

6. Температура там приличная, печь используется для подогрева изделия во время работы. Внутрь не залезть, жарко же, но Егор рассказал, что они с друзьям засунули туда экшн-камеру, обмотав ее в охлаждающие тряпки, и сделали несколько крутых фотографий. Огонь же!

7. Собственно, длинная выдувательная трубка, с помощью которой и происходит всё чудо.

8. Жидкое стекло берётся трубкой из стеклоплавильной печи и начинается процесс создания болванки для изделия. В нашем случае это ваза!

9. Берется совсем немного стекла, т.к. в большом количестве его просто нет необходимости.

10. Затем по металлической поверхности нужно привести болванку до нужной формы.

11. Стекло горячее, а значим с ним можно делать всё, что угодно, в том числе и надуть!

12. Еще раз окунаем заготовку в печь и прихватываем дополнительное количество жидкого стекла, оно нужно, чтобы в дальнейшем переместиться к следующей печи, в которой и будет происходить все действие.

13. Егор переходит к «Кукушке», в которой и происходит выдувка стекла и поддержание его в нужной форме.

14. Пока что это всего лишь болванка для вазы, то есть прозрачное стекло, на которое в дальнейшем будет нанесен слой цветного стекла.

15. Выдувательство продолжается до тех пор, пока не станет понятно, что болванка готова.

16. Затем, когда болванка полностью готова, достается любое на ваш собственный вкус цветное стекло, в нашем случае это 4х-цветная заготовка из которой и будет создана ваза. Как видим, наша болванка в буквальном смысле прилипла к разноцветной заготовке и уже отправляется в печь.

17. Чтобы болванка и заготовка приняли нужную форму, их нужно как бы объединить, путем загибания расплавленного стекла вокруг болванки.

18. Согнули, теперь нужно зубным пинцетом или любым другим подходящим инструментом соединить края заготовки друг с другом.

19. Делается это за несколько раз путем отправления изделия в печь, затем вновь загибания и соединения краев, до тех пор, пока не станет видно, что болванка и цветная заготовка — одно целое!

20. Старинными ножницами Егор создает дно вазы, как бы сжимая стекло.

21. А дальше что? Дальше долго и упорно нужно выдувать, выплавлять, пока не поймешь что толщина стенок уже необходимая. Кстати, как видите, печь-то на газу. Одного такого баллона хватает на 1,5 дня в среднем. В связи с тем, что помещение небольшое, то хранить газ тут нет возможности, поэтому каждые пару дней приходится заправляться на ближайшей автозаправке.

22. Формовка — это когда мокрой газетой придается нужная форма изделию. Крутится по газете застывающее стекло, остывает, при этом приобретает необходимую форму.

23. Каким-то еще одним зубным инструментом Егор наносит узор на вазу, который мы вскоре увидим)

24. И вновь нужно окунуть наше изделие в стеклоплавильную печь, чтобы нанести слой стекла, для придания ему глянцевости, а также для прочности.

25. И вновь формовка. В целом, процесс понятен и просто — дуй, крути, придавай форму, остужай. Но при этом всё это очень сложно, и требует внимательности и опыта, который получаешь, совершая ошибки и добиваясь результатов. Как и во всем, впрочем. Творческая и интересная работа, не зря Егор перестал был офисным планктоном и стал работать руками, круто же.

26. Здесь изделие уже с дополнительным слоем стекла, что мы недавно нанесли, отправляется вновь в печь.

27. Кажется, мастер понял, что изделие пора вытягивать. Делается это достаточно хитрым способом — трубка, с изделием на конце, быстро крутится вокруг своей оси, совершая несколько оборотов, тем самым растягиваясь до нужных размеров.

28. Затем, чтобы сделать горлышко вазы, нужно прикрепить на дно вот такую штуку (слева), чтобы было за что держать изделие.

29. А тем временем, с другой стороны уже щипцами создается будущее горло вазы, как бы просто расширяя его, пока стекло жидкое.

30. Еще несколько раз отправляясь в печь, затем вновь расширяясь, и вуаля, элегантное горлышко вазы готово!

31. Мастер и его изделие. На самом деле, красный — это желтый, а бледно-голубой — это цвет ближе к синему. Когда изделие остынет, то примет должные цвета.

32. Самое время отрезать от дна изделия ту штуку, она нам больше не нужна.

33. Ведь изделие отправляется в печь, в которой поддерживается длительное время температура +517 градусов, а затем ниже, ниже, ниже, это необходимо, чтобы стекло постепенно остужалось, иначе оно просто треснет и на этом изделие прекратит существование. Ваза, созданная при нас, дойдет до комнатной температуры часов через 8-9, но мы уже этого не увидим)

34. Вот, подобные нашей вазе, уже лежат на крышке печки. Разнообразные, красивые, можно сказать — каждая уникальна в своем роде. Обратите внимание на круглые штуковины на доньях ваз — это остатки от тех штук, которые были срезаны на фото №32, для того чтобы их убрать, Егор в дальнейшем отправляется в другую мастерскую, где уже методом шлифования всё убирается и зачищается. Ваза готова!

35. Битые горшки которые находились в электрических печах, пришедшие в негодность ввиду того, что в здании было отключено электричество, и всё побилось.

36. На полках выставлены различные фигурки и изделия, которые были созданы здесь же.

37. Машинки, например=)

Очень крутая мастерская и Егор отличный мастер, который любит свое дело, просвещает других и всегда рад помочь. Обращайтесь к нему, он каждую неделю водит экскурсии в свою мастерскую на Охте, и вместе с вами создаст что-то интересное на память, что вы заберете себе домой.

 

Источник

 

Опубликовано: 31 июля 2016

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *