Как устроены платные парковки в Красноярске

Красноярск стал первым сибирским городом, принявшим решение о введении платы за парковку в центре. По подсчетам, в миллионном городе нововведение коснулось лишь нескольких тысяч человек, однако стало одним из самых обсуждаемых событий прошлого года.


Первый в Сибири опыт по введению платы за парковку в центре города. Создана в 2015 году по заказу администрации Красноярска.
Время работы: ежедневно с 8:00 до 18:00, кроме выходных и праздников.
Стоимость: 30 рублей в час (15 минут плата не взимается).

С апреля 2015 по декабрь 2015, когда проект работал в тестовом режиме, его авторы (мэрия) и оператор (он же инвестор, ООО «Инфоком») приняли на себя целый шквал критики от специалистов и общественности. Они несколько раз судились с прокуратурой (и продолжают до сих пор), спорили с депутатами и все-таки добились принятия штрафов для «паркозайцев». Только с нового года, когда красноярцев действительно обязали платить за парковку в центре, проект заработал во всю силу.

Мы решили поближе познакомиться с работой системы и первым делом отправились в call-центр о котором так много говорилось при запуске проекта. Оказалось, что за всё там отвечают всего две девушки.

Глава call-центра Светлана Ширяева следит за парковками, координирует работу техников и готовит отчеты

Если оператор видит, что автомобилист припарковался неправильно, он передает информацию о нем в ГИБДД — и такие случаи нередки.

На монитор оператора выводится картинка с камер видеонаблюдения, установленных на платных парковках.

Так выглядят сами эти камеры.

С помощью специального ПО номера машин моментально определяются и заносятся в базу данных

Однако «зрение» компьютера не совершенно — примерно до 100 номеров в день бывают распознаны не полностью или с ошибкой.

«Сомнительные» номера система отдает на проверку оператора call-центра — он визуально сравнивает фотографию с выданным компьютером номером и при необходимости исправляет

Однако основную роль в определении номеров машин все же играют так называемые парконы — автомобили с системой «Дозор-М». Один из них попал в поле зрения камеры.

Звонки в call-центр от горожан сейчас поступают нечасто, говорят операторы, — не больше 20 раз в день. За время нашего утреннего визита, например, не было ни одного. Однако в первые рабочие дни января, когда только начали действовать штрафы, call-центр пережил настоящую телефонную атаку.

«Был гвалт звонков, невозможно было дозвониться, — рассказывает руководитель call-центра Светлана Ширяева. — Спрашивали, как оплатить, где стоит знак платной парковки. Звонили и лайф-хакеры, которые всё придумывали какие-то способы избежать оплаты и тут же проверяли их на операторе: „А что будет, если я приеду, а потом уеду, а потом опять приеду…“ Мы такие вещи отсекали, потому что они отнимали много времени. Люди не хотят ничего читать — сразу звонят на горячую линию, даже если вся информация указана на паркомате».

Паркон следит за тобой

Всего автомобилей с системой «Дозор-М» (или парконов — будем для ясности называть их так) в городе три. Каждый будний день они колесят по улицам центра, фиксируя номера стоящих в платной зоне машин. В одном из них разрешили прокатиться и нам.

Так выглядит система «Дозор-М» — три камеры и компьютер (плюс водитель)

Когда машина проезжает по нужным улицам, «Дозор» автоматически начинает фиксировать номера машин, стоящих у обочин справа и слева.

Если во время следующего объезда, через 15-20 минут, машина все еще стоит на своем месте, ее номер вместе с фотографией заносится в базу данных.

Вечером информация «сливается» на сервер и там сопоставляется с информацией о платежах. Если денег от автомобилиста не поступало, на следующий день отчет о нем направляется в административную комиссию.

Водитель «нашего» паркона Анатолий рассказал, что работает «дозорным» почти с самого начала проекта. По его наблюдениям, машин на платных парковках действительно становится меньше, в то время как сознательность горожан растет:

«Сейчас люди сами начинают подходить, интересоваться — как и где можно оплатить. Раньше это никого особо не интересовало, наверное. Сейчас, может, штрафов боятся. Есть, конечно, некоторые мажоры, которые говорят: „Ну придет штраф — заплачу“».

Есть и те, кто и штрафа боится, и платить не хочет, а потому прибегает к хитростям. Анатолию, по его словам, уже неоднократно приходилось снимать с номеров тряпки и бумажки. Однако нам за время поездки найти такой автомобиль не удалось, если не считать одну Kia со снятыми номерами — а в таких случаях водитель паркона бессилен — это уже прерогатива правоохранительных органов, признается наш собеседник. «Ну вот, народ понял: завешивать смысла нет», — подытожил Анатолий.

Для паркующихся в центре автомобилистов предусмотрено пять способов оплаты: через паркоматы, мобильное приложение, смс-сервис, сайт krasparking.ru и терминалы «Платежка».

Паркоматы на улицах Красноярска

Информацию обо всех способах оплаты парковки можно найти на сайте krasparking.ru. Однако, как способ оплаты, паркоматы уже уступили первое место по популярности более простому в использовании мобильному приложению — ссылку для его скачивания можно найти на krasparking.ru. Мобильное приложение подскажет расположение ближайших парковок и сообщит о наличии там свободных мест.

О свободных местах на парковках сообщают и информационные табло. В своих подсчетах система ориентируется на количество оплаченных паркомест и потому в первое время выдавала неточные данные. Сейчас информация стала более достоверной.

Чего боятся паркоматы

Автомобилисты нередко жалуются на технические сбои в работе паркоматов. В «Инфокоме» признают, что поломки действительно пока есть, но происходят всё реже. При необходимости серьезной починки ремонтная бригада работает вечером или ночью, а текущие проблемы (например, если кончилась чековая лента) решает оперативно.

С претензиями горожан о том, что многие паркоматы не работали этой зимой в морозные дни, в «Инфокоме» не согласны.

«В морозы было так: однажды выключили электричество, и один паркомат у нас не смог включиться обратно, — рассказывает руководитель проекта Павел Безсалов. — А вообще в паркоматах стоит система климат-контроля, и он не может замерзнуть. Внутри паркомата есть теплоизоляция, нагревающие пластины и вентиляция, которые поддерживают внутри постоянную температуру. У нас на самом деле больше опасений было в жару— это чревато перегревом техники и выходом из строя. Но и её мы пережили хорошо».

Сейчас паркоматы как способ оплаты уже уступили первое место по популярности более простому в использовании мобильному приложению. «У нас около 6 тысяч скачиваний, — не без гордости заметил руководитель проекта. — Для мобильного приложения это не такая большая статистика, но для Красноярска это сверхвысокие цифры».

Не надо стесняться

Как известно, для неплательщиков предусмотрены штрафы в размере от 300 до 800 рублей, если это обычный гражданин, и от 1000 до 1800 рублей, если машина принадлежит юридическому лицу. Путь от неоплаченной парковки до получения автомобилистом штрафа занимает до полутора месяцев.

В руках у Светланы толстая стопка материалов на неплательщиков за один день — в ней несколько десятков отчетов

Отчет с фотографиями авто формируется оператором «Инфокома»

Документы на неплательщиков ежедневно направляются в административные комиссии. Там при помощи ГИБДД устанавливают владельца машины и направляют ему извещение о явке для составления протокола. Затем протокол снова передают на комиссию, которая определяет размер штрафа.

Неоплата парковки — нормальное явление, считают в «Инфокоме», даже где-то позитивное. «Количество платежей в день должно быть не более 60%, — пояснил Павел Безсалов. — Если 100%, значит, тариф низкий и людям комфортно платить эту маленькую сумму. В таком случае мы не получим никаких улучшений в городе — только ухудшение и транспортный коллапс. Даже при 80% где-то должна загораться красная лампочка, говорящая о том, что нужно увеличивать тариф».
Нынешний уровень оплаты в Красноярске, по словам руководителя проекта, составляет 12-20%. «Это хороший показатель, — считает специалист. — Учитывая информационную атаку на проект в прошлом году, сейчас у нас очень хорошая ситуация».

Кстати, к критике в свой адрес в компании стали относиться спокойнее. Павел Безсалов говорит, что даже отзывы в прессе читать перестал, хотя прошлой весной сам признавался, что негативные комментарии читателей его расстраивают.

«Вся эта критика абсолютно необъективна, — отмечает он сейчас. — Вероятно, была некая группа людей, которая сформировала несколько очень критичных тезисов и распространила их через СМИ. Именно эти тезисы дословно звучали в течение всего года. Мы с нашими оппонентами проводили круглые столы, встречи, рассказывали о механике и математике проекта, и у них это вызывало искреннее удивление, потому что у них в голове была сформирована какая-то ложная иллюзия, на которой они основывали свои суждения».

Павел Безсалов не согласен с критикой проекта

Изменился в последнее время и взгляд компании-инвестора на финансовую сторону вопроса. Так, по крайней мере, ответил нам Безсалов на вопрос об окупаемости проекта: «Вы относитесь к этому проекту как к бизнесу, но здесь нет бизнеса. Это проект администрации по организации городского пространства. Мы, конечно, инвестор, но это больше наша социальная миссия, нежели бизнес. Мы только так к этому относимся».

Добавим, что еще одна часть системы осталась для нас невидимой — это находящаяся в Железногорске серверная, а вместе с ней команда из 16 программистов, которые обеспечивают ее работу, занимаются программным обеспечением и техподдержкой. Вместе с ними в ООО «Инфоком» работает 22 человека.

В «Инфокоме» не переживают из-за перспективы передачи проекта муниципальному оператору. Согласно инвестсоглашению, это должно произойти в 2020 году. «Очень хорошо, что администрация уже задумалась и создает этого муниципального оператора, который должен отработать свои бизнес-процессы и к 2020 году подойти с абсолютно четким пониманием этих процессов, — подчернул Павел Безсалов. — Наоборот, будет жалко, если этого не произойдет, если проект умрет. Я надеюсь, что этого не случится, а то, что мы сейчас начинаем, будет работать не один десяток лет».

Источник


Хотите повысить доверие к вашей торговой марке, товару или услуге? Закажите у нас репортаж! Минимальный охват публикаций на наших ресурсах - 20.000 уникальных пользователей! Кликайте!

Поделитесь, пожалуйста, записью с друзьями. Спасибо!

Рекомендуем к просмотру...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =