Как собирают американские вертолеты

Весной 2013 года, во время посещения США и авиашоу Sun’n-fun мне удалось побывать в городе Sanford, Флорида, на производстве вертолётов Hummingbird и в офисе компании VAT Helicopters.

Скажу сразу, что производство не поразило своими размерами, это небольшое, частное предприятие, многие работники работают на нём поколениям. Количество рабочих невелико, хотя количество заказов в последнее время значительно возросло. Много внимания уделяется качеству, большинство операций производится вручную. Вертолёт поставляется заказчикам в виде набора подсобранных модулей — кабина, хвостовая балка, лопасти винта, моторама, двигатель и т.д.

Поэтому основной вид работ на предприятии это сборка готовых модулей, их покраска, комплектация наборов и качественная упаковка для последующей отправки. Все заготовительные, штамповочные, металлообрабатывающие операции отданы проверенным поставщикам. На производстве в Санфорде вы не увидите огромных станков ЧПУ, прессов и штампов. Только небольшие, светлые цеха, где идёт кропотливая работа. Итак посмотрим, где и как строятся Колибри.

1. Начнём нашу экскурсию с цеха-ангара готовой продукции. Здесь происходит окончательная комплектация подсобранных модулей вертолёта, собираются для отправки заказчику все необходимые детали. В зависимости от желания заказчика и его финансовых возможностей оборудование и степень готовности вертолёта варьируется, т.е. кому-то уходят «голые» модули, которые необходимо наполнять оборудованием, для кого-то вертолёт комплектуется практически «под ключ». На переднем плане такой «подключевой» вертолёт, на нём смонтированы практически все детали, кроме капотов, дверей и пластиковых обтекателей.

Поставка набора узлов для сборки вертолёта в таком подсобранном виде (так называемая поставка quickbuild) конечно усложняет производство. Куда проще отправлять покупателю набор нарезанных и отсверленных заготовок, которые он сам и склепает и соберёт. Так поступает огромное количество производителей наборов для постройки самолётов. Онако вертолёт — машина более сложная и нагруженная — более правильным для заказчика и спокойным для производителя является поставка собранных в производственных условиях крупных деталей с гарантией качества сборки.

2. Hummingbird первый американский вертолёт собирающийся из кит-набора, сертифицированный в соответствии с нормами FAA.

3. Это новейшая модификация вертолёта с двигателем  LS7 жидкостного охлаждения.

4. Смонтированы рулевой винт, хвостовой редуктор, вал привода. В более «простых» наборах все эти сборочные работы выполняет заказчик.

5. Хорошо видна втулка несущего винта, редуктор, вал привода хвостового винта. Дмитрий Шраменко, руководитель компании Авианяня, дилера вертолётов Hummingbird в России озабоченно осматривает какую-то деталь, с фотоаппаратом он во время визитов на VAT Helicopters не расстаётся.

6. Этот вертолёт укомплектован дорогим «стеклянным» кокпитом, также видно, что у пилота установлены раритетные педали с логотипом Sikorsky.

7. Дима и Булат общаются с менеджерами и работниками VAT Helicopters. Хорошо видно, что вертолёт на заднем плане уже зарегистрирован и несёт N-номер.

8. На антресолях я рассмотрел висящие там старые деревянные, с тканевой обшивкой, лопасти несущего винта. Мне сказали, что это от самого раннего S-52, очень скоро их заменили металлическими винтами.

9. А эти, современные допасти готовы отправиться к заказчикам.

10. Держатель для бумаг.

11. Это «разъездной» вертолёт VAT Helicopters. Номер у него конечно-же с цифрами 52.

12.

13. Это самый новый из выпущенных Hummingbird, он оснащён лыжным шасси. Степень подсборки — средняя.

14. Ребята с интересом осматривают новую машину.

15. Втулка несущего винта.

16. Кабина, с подсобранной приборной доской и органами управления.

17. Здесь «стрелочная» приборная доска и тоже фирменные педали Sikorsky у пилота.

18. А этот вертолёт готовится к отправке в Россию.

19. Скоро он пополнит флот российских Колибри.

20. А эту кабину собирают в одном из цехов.

21. Старая, добрая клёпка.

22.

23. Но и пластиковых деталей в вертолёте достаточно много. Матрицы для выклейки капотов и обтекателей.

24. Ещё.

25. …и ещё.

26. А в этом цеху изготавливают металлические лопасти несущего винта. Я как-то быстро пробежал этот участок, хотя, похоже, технология очень интересная.

27. Лопасти.

28. …и снова лопасти.

29. Все стены одного из цехов увешаны шаблонами для контроля раскроя металла. Хотя известно, что металл для VAT режут на лазерных станках с ЧПУ.

30. А это уже в офисе. На стенах множество фотографий вертолётов, произведённых Orlando Helicopters и VAT. На этом снимке, судя по всему, турбинный S-55.

31. А ещё моё внимание в офисе привлекла ультрамодная электромеханическая чертёжная доска с такой вот электрической точилкой для карандашей и электростиралкой.

32. Но, похоже, этой доской уже давно никто не пользовался по назначению, компьютеров в офисе хватает.

Такая получилась экскурсия, очень жаль, что в этот день не удалось встретится с руководителем VAT Helicopters г-ном Брэдли Кларком. Хочется надеяться, что вертолёты Hummingbird найдут свою нишу в России и мы увидим новых колибри в нашем небе.

Источник

Опубликовано: 26 марта 2017

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *