Как работает Чебоксарский шлюз

Сбылась детская мечта – сходил в гости на Чебоксарский шлюз! На прошлой неделе, я уже рассказывал «Как работает нижегородский шлюз», а сегодня можем сравнить его с чебоксарским. Как обычно, обо всем по порядку. Поехали на очередную закрытую территорию!

#2. Обычно, все привыкли видеть шлюз со стороны дороги-моста через Волгу. А это вид с противоположной стороны шлюза. Для начала просто посмотрите на две фотографии. Это шлюз до сброса воды:

#3. А это после сброса воды. Вот примерно на столько и опускаются\поднимаются суда, проходя шлюзование:

#4. Мы специально прибыли сюда пораньше, т.к. в это время, обычно, много судов. Однако в этот день желающих прошлюзоваться не было… Поэтому отправили местный катер на спецзадание. Верхние ворота шлюза опущены и катер свободно входит в шлюз:

#5. Швартуется и начинается сброс воды… так, стоп на катере не интересно. Нам повезло и на подходе нефтяное судно. Буду рассказывать и показывать на его примере, буквально через пару фоток.

#6. Все считают, что Чебоксарский шлюз – это часть Чебоксарской ГЭС. На самом деле это две разные организации, поэтому попасть сюда не так просто как на ГЭС. Но благодаря Ирине Беликовой (специалист по связям с общественностью Чебоксарской ГЭС), нас пустили и сюда.

Итак, справа сама ГЭС, слева шлюз. Чебоксарский шлюз имеет две нити, или камеры, которые работает независимо друг от друга:

#7. Шлюзы имеют номера 17 и 18:

#8. А теперь вернемся к шлюзованию. В аванпорт, «Капитан Сергеев» уже толкает нефтеналивные баржи и направляется в один из шлюзов:

#9. Верхние ворота опускаются, открывая судну доступ в порт:

#10. Максимальная высота 17,5 метров. Для примера, некоторые трехпалубники не вписываются в эти габариты и вынуждены опускать некоторые мачты:

#11. Для сравнения, в шлюз пока вошла лишь половина баржи:

#12. А вот теперь полностью, я даже боялся, что она туда не влезет :)

#13. Вы думаете, что баржа перевозит нефть? Открою страшную тайну, она перевозит рассаду :). Сами смотрите, огурцы, помидоры, петрушка:

#14. Как только баржа вошла в шлюз, матросы швартуют ее, чтобы исключить раскачивание:

#15. Швартуют вот к таким плавучим буйкам, которые поднимаются и опускаются при наполнении\опустошении шлюза:

#16. Судно глушит двигатель. Начинают закрывать (поднимать) верхние ворота:

#17. Сразу же прилетают чайки, в надежде найти рыбу. К сожалению, в этот раз пусто:

#18. Начинается процесс сброса воды:

#19. Все ниже и ниже:

#20. И еще ниже… перепад уже 10 метров, «бьют фонтаны»:

#21. За безопасностью прохода следят судопроводницы. Для них оборудованы небольшие будки:

#22. Здесь все самое необходимое: спасательный круг, жилет, можно даже поспать.

#23. Как только судно швартуется, судопроводница связывается с центральным пунктом и разрешает начать шлюзование. Если что-то пойдет не так, то у нее есть большая красная кнопка, при нажатии на которую, весь процесс сразу же останавливается

#24. Сброс воды из шлюзовой камеры, происходит частично за нижние ворота:

#25. Другая часть воды сбрасывается в нижний бьеф Чебоксарской ГЭС:

#26. Как только вода достигает уровня нижнего бьефа, судно отшвартовывают, открываются нижние ворота шлюза:

#27. и судно покидает шлюзовую камеру. Напомню, что весь процесс шлюзования полностью бесплатен. Однако, есть график начала\окончания навигации (середина апреля и октября), и если судно опаздывает и не вписывается в этот график, то за шлюзование придется платить. Стоимость примерно 240 тыс.руб — это стоимость работы одного дня шлюза (если за день пройдет несколько судов, то сумму между ними поделят)

#28. В чем особенность Чебоксарского шлюза. Если на Нижегородском шлюзе наполнение воды происходит через верхние ворота, то на чебоксарском используется донное наполнение. Т.е. вода не бьет напором спереди, а равномерно наполняет камеру шлюза снизу. Это позволяет практически исключить раскачку судов. Наполнение воды происходит через подземные галереи:

#29.

#30. Теперь отправляемся в центр управления шлюзом, который находится в этой башне:

#31. На каждую нить шлюза, установлено отдельное оборудование: слева и справа, соответственно:

#32. Все стенды собраны вручную, сотрудниками шлюза

#33.

#34. Общение с капитаном судна производится посредством раций:

#35. Никакие самые современные системы не заменят надежного друга:

#36. Блогеры за работой

#37. А это пространство между двумя камерами шлюза. Так сказать склад запасных частей. Если летом сотрудники шлюза заняты непосредственно шлюзованием, то зимой они занимается полным техосмотром и ремонтом механизмов

#38. Думаете зонтик здесь для человека? Нет, это для точности работы прибора. С помощью него, сотрудники измеряют на сколько «продавливаются» верхние ворота, когда вода сбрасывается из шлюза. В этот момент вода с верхнего бьефа давит на них и они прогибаются, вот за этим прогибом они и следят. Сотрудник сообщил, что все в норме:

#39. Помощник в это время находится на верхних воротах, его задача установить\убрать метку, на который наводится прибор:

#40. Машзал Чебоксарского шлюза

#41.

#42. Еще немного интересных наблюдений. Что необычного видите?

#43. А так? Видите ворота и рельсы?

#44. А это с другой стороны шлюза. Недостающая часть, поднималась и опускалась (да и сейчас может) и по этим рельсам завозились все механизмы при строительстве ГЭС

#45. За возможность попасть и увидеть как работает объект, огромное спасибо Сергею Олеговичу Марченко, всем сотрудникам Чебоксарского шлюза и специалисту по связям с общественностью филиала ОАО «РусГидро» – «Чебоксарская ГЭС», Ирине Беликовой.

Приятно, что дочитали до конца. Буду благодарен за обратную связь!

Источник

Опубликовано: 7 февраля 2016

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *