Как делают витражи

Каждый, кто хотя бы раз видел – в фильмах, на картинах, а может быть и в жизни – готический собор, вряд ли забудет его величественный силуэт с могучими контрфорсами и стройными башнями, уходящими в самое небо. И непременно в этом образе найдётся место прихотливым цветным лучам, освещающим внутреннее убранство храма. Свет, проходя через витражные окна, окрашивается, повинуясь прихоти художника, в самые разные цвета, а сам закрывающий окно прозрачный узор будто бы пылает, пронизанный солнечным светом. Недавно я побывал в витражной мастерской и узнал, как же делают такие произведения стекольного искусства.

1

Для меня съемка этого репортажа из цикла «Ремёсла» стала особенной: до сих пор я делал репортажи только о талантливых одиночках-кустарях. Но в этот раз, благодаря помощи Лейлы Аль-Нуман (elenaleila) мне посчастливилось посмотреть, как работает целая витражная студия «Александрия».
2 3
Мастерская разместилась в подвале столичного дома. У двери меня встретил улыбчивый мужчина — витражист Вячеслав – и повёл по узкому коридору вглубь помещения. Проход был заставлен прислонёнными к стенам готовыми витражами, переложенными картоном, листами стекла и деревянными щитами. Мой провожатый зашел в одну из комнат и пригласил меня пройти за ним. Я оказался в средних размеров комнате: два больших стола, на одном из которых лежал собранный витраж. Над узором с паяльником в руках согнулся ещё один витражист. «А мы как раз витраж паяем. Тебе это может быть интересно – смотри, снимай» — сказал мне второй мастер — Игорь.

4

5 6

По стенам мастерской громоздились стеллажи с разноцветными листами стекла. На верстаке, заваленном набросками, кусочками стекла и инструментами, я увидел световой стол. Под подошвами при каждом шаге скрипели и похрустывали мелкие осколки стекла.

7

8

9

Пока я осматривал небольшую комнату и готовил камеры, Вячеслав вернулся к работе – с паяльником в руках склонился над столом, на котором лежала почти готовая работа. Соседний стол был закрыт огромной калькой с макетом ещё одного будущего витража. «Любой витраж начинается с эскиза, — начал рассказывать Вячеслав, водя паяльником по стыкам стёкол, — Этот рисунок попадает в руки к художнику, и он превращает картинку в схему – полноразмерную кальку, на которой черными линиями отмечено положение модулей, а номерами – их цвета».

10

Может показаться, что всю творческую работу делает художник, а мастеру остаётся только вырезать по шаблону кусочки нужного цвета, разместить их на схеме и соединить. Но это не так. От мастера во многом зависит, насколько красивым будет готовое панно: как точно он сможет вырезать стеклянные кусочки, насколько кропотливо подобрать их форму и тонко соединить. И если вся эта работа, так или иначе механическая, то работа с цветом требует от витражиста художественного чутья и внимательности. Ему приходится работать с материалом самого разного цвета и фактуры. Зачастую стеклянные листы одной и той же марки могут разительно отличаться друг от друга. По поверхности стекла проходят прихотливые разводы, оттенки смешиваются, сменяя друг друга: красный цвет может плавно перетечь в розовый, а в завитках и волнах появятся зелёные полосы. Бывает и так, что прозрачные области сменяются непроницаемыми для света. Мастер должен почувствовать все эти нюансы и вырезать из разноцветного стеклянного листа такой кусочек, который бы идеально вписывался в общую картину.

11

12

13

«Этот тип витража называется Тиффани. Не знаю, откуда пошло название – может быть по имени создателя – сказал Игорь не отрываясь от работы, — Когда мы уже вырезали все стёкла, каждое из них обматывается тонкой лентой из медной фольги. Потом уже обмотанные стёкла снова собирают в узор, швы обезжиривают флюсом и спаивают. Вот и вся работа»

14

15

16

17

18

19

20

21

Кроме Тиффани есть много других видов витражей. Например, стёкла можно устанавливать и впаивать вот в такие
профили-протяжки

— И давно вы занимаетесь витражами?
— Давно. Лет двадцать, наверно, ответил Игорь после короткого раздумия. — Я раньше ювелиром был. Но потом Союз рухнул, производство стало никому не нужно, и я пришел сюда». Позже я узнал, что студия «Александрия» занимается витражами уже двадцать лет, и многие мастера работают здесь с самого момента её основания.

22

23

— Сколько времени может уйти на один витраж, — спросил я мастеров, рассматривая немалых размеров чертежи и наброски.
— По-разному. Всё зависит от количества модулей: их может быть на квадратном метре четыре или два… или вообще один, а может быть и сто. А бывает, заказчик приходит, когда весь витраж уже спаян, и просит поменять пару цветов. Тогда приходится выбивать стёкла и переделывать.
— А какая работа потребовала больше всего времени?
— Люстра была, — и Вячеслав, задумавшись, широко развёл руки, показывая размеры люстры, — три панно метра по два каждое. Мы над ней три месяца работали.

24

25

Вячеслав отложил паяльник и критически осмотрел работу. «Видишь, в центре прозрачное стекло с узором? Это пескоструйная обработка – струёй песка под давлением вырезают узор. Правда, это не мы делаем, нам такие стёкла привозят». Мастер отвернулся к полке и снял с неё небольшую стеклянную чашку. Сильный запах тут же резанул ноздри. «Это кислота, — пояснил Вячеслав, — сейчас патинировать будем». С этими словами он опустил в чашку небольшую губку и провёл ей по блестящим паяным швам – они тут же потемнели. «Было новое, стало старое. У нас это очень любят», — с улыбкой сказал мастер.

26

27

Справа шов до патинирования — светлый и блестящий, а слева, блёклый и тёмный — после обработки кислотой

Вячеслав и Игорь перевернули витраж и начали спаивать швы с обратной стороны. Я посмотрел ещё немного за их работой, но вскоре решил пойти поснимать в других мастерских. В соседней комнате мастер, представившийся Дмитрием, подбирал стёкла для витража – обрезал небольшие кусочки и смотрел, как они впишутся в панно. Дмитрий, вырезая детали будущего витража, время от времени беззлобно шутил и с улыбкой давал мне советы, что и как стоит фотографировать. Мастер работал, а я всё рассматривал его руки: ловкие пальцы, исполосованные черными насечками порезов и в паре мест обмотанные обмотанные пластырем. Может быть кровное родство мастера и его работы — это нечто большее, чем просто слова?

28

29

Источник

Опубликовано: 7 января 2015

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *