Как делают вагоны метро

Метровагонмаш

Мы заглянули в цехи где производят вагоны марки Русич и рельсовые автобусы РА-2, прошлись по всей сборочной линии начиная от сварки кузовов и тележек и заканчивая депо для готовой продукции. Фоторепортаж как всегда большой, да и сам завод, надо сказать, не маленький: это целый город, поэтому я решил разбить репортаж на две части. Сегодня ознакомимся с общей информацией о заводе и посмотрим сварочные цехи, а завтра будем смотреть сборку, покhаску и заключительные стадии рождения поезда.


В декабре 1895 года «…потомственный почетный гражданин С.И. Мамонтов, дворянин К.Д. Арцыбушев и гражданин Североамериканских Соединенных Штатов, временный Московской гильдии купец, инженер А.В. Бари» представили в Министерство финансов проект под названием «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». 2 января 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а ее Устав, утвердил Николай II. Официальное открытие Мытищинского вагоностроительного завода состоялось в мае 1897 года.

Он предназначался для постройки железнодорожного подвижного состава, вагонов для городских конных дорог и трамвайных вагонов. В 1926 году впервые в стране на заводе начался выпуск электровагонов (электричек) для первых электрифицированных дорог: Баку – Сабунчи в Азербайджане (1926 год), Москва – Мытищи (1929год). В 1935 году начался выпуск вагонов метро для Московского метрополитена. Первые 40 вагонов типа «А» имели высокую надежность, впервые в отечественном вагоностроении использовали цельнометалический сварной кузов и прослужили в Московсоком Метрополитене почти 40 лет.

С 1943 года завод выпускал самоходные артиллерийские установки СУ-76, 1945 году освоено производство гусеничных тягачей. За образцовое выполнение заданий для фронта предприятие было награждено орденом Отечественной войны I степени, на вечное хранение ему было передано переходящее знамя Государственного Комитета Обороны.
После войны в связи с потребностью страны в бытовых товарах, строительной и сельскохозяйственной технике на заводе был организован цех ширпотреба, на котором делались иснтрументы, скобяные изделия, мебель, предметы быта и прочие полезные в хозяйстве вещи. Так же здесь выпускались самосвалы, тягачи и прицепы.

С 1946 года возобновилось производство вагонов для Метрополитена. Не прекратилась разработка и военной техники: в 50х годах была выпущена артиллеристская установка СУ-85 и неимевшая в те годы аналогов в мире зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка». В 1967 был разработан ракетный комплекс «Куб», а в 70х не менее известный комплекс «Бук». Многие выпущенные на заводе машины поставлялись на экспорт.

В 60е годы были усовершенствованы вагоны типа «Д», а так же началось производство более экономичных вагонов типа «Е», которые в 1969 были усовершенствованы и выпускались как вагоны типа «Еж» (неофициально известные как «Ёжики»). Эти вагоны начали поставляться для метрополитенов Ленинграда, Тбилиси, Баку, а так же в Чехословакию и Венгрию.

В 1973-1977 годах вагоны «Еж» были вновь усовершенствованы и получили обозначение «Еж3», на из базе разработали экспортные модификации ЕЧС и ЕВ3, предназначенные для метрополитенов Праги и Будапешта. Различные модификации вагонов «Е» находятся в эксплуатации до сих пор.

В 70е годы были разработаны широко используемые, и продолжающие выпускаться до сих пор вагоны типа 81-717 и 81-714 (они же, неофициально, «Номерные»). Это первые вагоны метро выпускавшиеся в виде головных, с кабиной машиниста и промежуточных без кабины, что позволило увеличить вместимость. На их базе были так же разработаны экспортные модификации, эксплуатируемые в некоторых странах до сих пор: в частности их можно видеть в Пражском метрополитене, хотя уже и в модифицированном Шкодой и Сименсом виде. Производимые сейчас модификации этих вагонов по прежнему поставляются для метрополитенов России и стран СНГ.

В 1993 году была представлена модель поезда метро «Яуза». Необычный для Московского Метрополитена дизайн этого поезда был разработан в Тольятти компанией «Дизайн-центрастиль», все элементы этого поезда производились отечественными разработчиками, а проектирование этого поезда началось еще в конце 80х. Яуза начала серийно выпускаться только с 1999 года, однако, не получила широкого распространения, так как к тому времени изменились требования Московского Метрополитена, а так же изменилась технология изготовления кузовов.

Всего было выпущено 78 вагонов, сейчас их можно видеть только на Люблинско-Дмитровской и Каховской линиях Московского Метрополитена. В другие города и на экспорт эти вагоны не поставлялись. Однако, наработки, полученные в ходе производства Яузы были использованы в более новом подвижном составе: ходовые части и тормозное оборудование унаследовали Русичи, а внешний вид частично был позаимствован при производстве рельсовых автобусов РА-1.

В 2001 году на заводе были разработаны принципиально новые вагоны марки Русич, на момент начала производства назывались «Скиф». Изначально они разрабатывались по заказу Московского Метрополитена для линий перспективного легкого метро, кузов был из оцинкованной стали что лучше подходило для эксплуатации на открытых участках, а вагоны состоящие из двух коротких секций с гибким соединением позволяли проходить кривые меньшего радиуса чем в стандартном метрополитене. Дизайн Русичей разработан конструкторами Метровагонмаша как и весь более новый подвижной состав. Оборудование Русичей производится на Российских и зарубежных предприятиях. Русичи так же поставляются в Болгарию для Софийского метрополитена.

С 2006 по 2008 из депо Сокол Московского Метрополитена на Метровагонмаш поступили 8 вагонов типа 81-717/714. На заводе была произведена их полная модернизация, в результате чего они получили индекс 81-717.6К и вернулись обратно. Так же с нуля был выпущен еще один такой состав. От выпускаемых до сих пор предшественников они отличаются обновленным внешним и внутренним дизайном, модернизированной ходовой частью, тормозным и электрическим оборудованием.

Сейчас эти поезда находится в эксплуатации на Горьковско-Замоскворецкой линии.
В начале 2010 разработано и передано на обкатку в Московский Метрополитен 3 вагона нового типа 81-760/761, эти вагоны с ноября 2010 планируется выпускать наряду с Русичами, заменяя ими устаревшие вагоны модификаций «Е», а так же устаревающие 81-717/714.

Параллельно с вагонами метро Метровагонмаш по заказу РЖД выпускает рельсовые автобусы РА-2, пришедшими на смену более ранним РА-1. Это дизельные электропоезда, предназначенные для эксплуатации на неэлектрофицированных железных дорогах. Рельсовые автобусы так же поставляются в Венгрию, Чехию, Литву, Украину и Словакию.
Завод Метровагонмаш является градообразующим, большинство его работников проживает в городе Мытищи, всего на предприятии работает более 5000 человек. ОАО Метровагонмаш с 2005 года входит в состав ЗАО Трансмашхолдинг.

А теперь перейдем к нашему репортажу с множеством индустриальных видов.

Метровагонмаш
Это сварочный цех. В этой его части варят рамы и кузовы будущих Русичей и РА-2 (они делаются на одной линии)

Метровагонмаш
Часть площадки на которой сваривают рамы вагонов.

Метровагонмаш
Каркас крыши вагона и еще не приваренные к нему части обшивки.

Метровагонмаш
Сваривают раму вагона.

Метровагонмаш
Готовая часть кузова головного вагона РА-2.

Метровагонмаш
Сварщик за работой.

Метровагонмаш
Готовый кузов головного вагона Русича.

Метровагонмаш
Домкраты и головной вагон РА-2.

Метровагонмаш
Русич и РА-2.

Метровагонмаш
Секции Русича.

Метровагонмаш
Варят кузов Русича.

Метровагонмаш
Тележки для кузовов.

Метровагонмаш
Я бы эту табличку вешал еще и в ЗАГСах. :)))

Метровагонмаш
Не мог не забраться наверх.

Метровагонмаш

А затем мы перешли в соседнюю часть цеха, где сваривают тележки будущих вагонов.

Метровагонмаш
Обрабатывают какую-то заготовку.

Метровагонмаш
Станок.

Метровагонмаш
Готовые рамы тележек Русичей и РА-1.

Метровагонмаш
Кантователь с закрепленной на нем рамой тележки Русича.

Метровагонмаш
Человек и машина.

Метровагонмаш
Пульт управления.

Метровагонмаш
Завод это вам не детская площадка: прямо над головой мощный мостовой кран проносит различные металлические изделия. Надо думать, тяжелые.

Метровагонмаш
Но опытные рабочие ловко с ними управляются.

Метровагонмаш
Укладывают на следующий станок.

Метровагонмаш
Обрабатывают заготовки с помощью сложных и больших инструментов. Молодых рабочих здесь, кстати, не мало.

Метровагонмаш
Вот, например, почти дрель. Очень, ОЧЕНЬ большая дрель, которая запросто сверлит и прорезает отверстия нужного диаметра и формы в металле толщиной сантиметра в полтора. В данном случае это будущая тележка для вагонов 81-717/714 (Номерных).

Метровагонмаш
Тоже какой-то сложный мегастанок и закрепленная на нем рама тележки Номерного.

Метровагонмаш
Здесь рамы тележек красят.

Метровагонмаш
А здесь тележки собирают. Детали привозят с других предприятий или из других цехов. Вот колесные пары в промышленной «упаковке».

Метровагонмаш
Тележка в сборе.

Метровагонмаш
Сборщики и их продукция.

Метровагонмаш
Цех где собирают тележки.

Метровагонмаш
Готовая тележка Русича.

Метровагонмаш
Еще одна кликабельная панорама цеха где делают тележки

Фото и текст: Роман Вуколов


Хотите повысить доверие к вашей торговой марке, товару или услуге? Закажите у нас репортаж! Минимальный охват публикаций на наших ресурсах - 20.000 уникальных пользователей! Кликайте!

Поделитесь, пожалуйста, записью с друзьями. Спасибо!

Рекомендуем к просмотру...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − 2 =