Как делают дагестанские ковры

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити.Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр. Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров.

Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.
Думаю, вы уже поняли, сегодня я рассказываю про ручное производство ковров, которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет. В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен.

DEM_6742

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано.
DEM_5564

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.
DEM_5819

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру )
DEM_5962

DEM_5982

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.
DEM_6123

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды.
DEM_6596

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую «стиральную машину» где она бултыхается ещё минут 15-20.
DEM_6287

DEM_6523

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити.
DEM_7062

Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в «мастерскую». Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта «фабрика» если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек Табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

DEM_5073

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин.
DEM_5054

DEM_4852

Так делают основу ковра.
DEM_5020

DEM_5151

DEM_5274

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.
DEM_5352

DEM_4985

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок.
DEM_5461

Заглянули в частный дом к мастерице.
DEM_5478

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки. Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.
DEM_5487

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось.
DEM_5515

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров.
После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа.
DEM_7179

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома.
DEM_6509

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет 650 тысяч, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.
DEM_7080

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.
DEM_7233

DEM_5365

Источник


Хотите повысить доверие к вашей торговой марке, товару или услуге? Закажите у нас репортаж! Минимальный охват публикаций на наших ресурсах - 20.000 уникальных пользователей! Кликайте!

Поделитесь, пожалуйста, записью с друзьями. Спасибо!

Рекомендуем к просмотру...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =